Ювенология как наука: Методические указания (Тематический план, программа курса, планы семинарских занятий, перечень тем рефератов и вопросы для самоконтроля)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

раскрыть сущность комплексного подхода к организации социальной работы с молодежью с учетом принципов и закономерностей ювенологического знания;

·  на основе анализа эволюции политики в отношении молодежи, семьи и детства выделить концептуальные основы единой ювенальной политики.

В итоге изучения учебной дисциплины студенты должны

знать:

место ювенологии в структуре научного знания, основные понятия ювенологического знания, внутреннюю структуру ювенологической науки, принципы комплексного подхода в организации социальной работы с молодежью;

уметь:

использовать полученные знания о разработках и достижениях ювенологической науки при решении проблем подрастающего поколения в системе социальной защиты и социальной политики;

иметь представление:

об основных этапах развития взаимоотношений молодежи и общества за рубежом и в нашей стране;

об отечественном и международном опытах формирования и реализации политики в отношении семьи, детства и молодежи;

о сущности ювенальной политики как единой государственной политики в области семьи, детства и молодежи.

Изучение ювенологии осуществляется в тесной связи с такими дисциплинами, как «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Проблемы социальной работы с молодежью», «Социальная политика», и опирается на базовые знания обучаемых по философии, психологии, социологии, на привитые студентам в ходе обучения умения и навыки самостоятельной работы.

Изучение дисциплины «Ювенология как наука» предполагает тесное взаимодействие следующих форм обучения: лекций, семинарских занятий, самостоятельной работы.

Из общего бюджета времени на лекции приходится более 30 % учебного времени. Лекции носят проблемный характер и раскрывают основное содержание ювенологического знания.

На семинарах, которые проводятся по основным и наиболее сложным проблемам, закрепляются знания, полученные на лекциях и во время самостоятельной подготовки. Особое внимание при этом уделяется развитию у студентов умений и навыков, необходимых для постоянной практической деятельности в социальной сфере, потребности творчески принять полученные знания при организации социальной работы с данной категорией клиентов. На занятиях проводятся текущие опросы, по итогам которых выставляются оценки, что помогает контролировать качество знаний.

Для развития творческих способностей студентов на семинарах рекомендуется активно использовать такие методы, как дискуссия, обмен мнениями по проблемным вопросам, обсуждение докладов, фиксированных сообщений и рефератов. Кроме того, целесообразно выявлять способности обучаемых при решении управленческих и педагогических задач в социальной сфере.

В ходе самостоятельной работы студенты повторяют и закрепляют пройденный материал, знакомятся с лучшими достижениями отечественной и зарубежной мысли по данной дисциплине, приобретают навыки и умения отбора наиболее ценных знаний, учатся вести самостоятельные научные исследования при подготовке докладов и рефератов.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине подразделяется на текущий и итоговый. Текущий контроль осуществляется устным опросом и письменным тестированием в ходе семинарских занятий. Итоговый контроль проводится в виде зачета. К зачету допускаются студенты, выполнившие требования учебной программы.


I. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Количество часов по 5-летнему плану:

а) дневное отделение - 100 часов

Номер темы

Тема

Количество часов

Контрольные мероприятия (семестр)

Всего

Самост. работа

Аудиторные

занятия

Всего

Лекц.

Сем.

Зачет

Раздел 1. Основы ювенологического знания

1.1

Причины возникновения и статус ювенологии в структуре научного знания

8

7

1

1

1.2

Объект и предмет ювенологии; принципы, законы и категории ювенологии

10

6

4

2

2

1.3

Структура ювенологической науки

10

7

3

1

2

Раздел 2. Концептуальные основы единой ювенальной политики в области семьи,

детства и молодежи

2.1

Международный и отечественный опыт формирования и реализации политики в отношении молодежи, семьи и детства

12

7

5

2

3

2.2

Сущность ювенальной политики

14

6

8

4

4

Раздел 3. Качество ювенального потенциала как фактор социально-экономического

развития

3.1

Человеческий потенциал и человеческий капитал

10

9

1

1

3.2

Сущность, структура и показатели ювенального потенциала

9

6

3

1

2

3.3

Качество ювенального потенциала современной России

10

6

4

2

2

Раздел 4. Комплексное социальное обслуживание молодежи

4.1

Сущность комплексного подхода в организации социальной работы с молодежью

8

6

2

2

4.2

Система многопрофильных ювенальных центров

9

6

3

1

2

Итого часов по курсу:

100

66

34

17

17

6-й семестр

б) заочное отделение - 100 часов

Номер темы

Тема

Количество часов

Контрольные мероприятия (семестр)

Всего

Самост. работа

Аудиторные

занятия

Всего

Лекц.

Сем.

Зачет

Раздел 1. Основы ювенологического знания

1.1

Причины возникновения и статус ювенологии в структуре научного знания

8

7

1

1

1.2

Объект и предмет ювенологии; принципы, законы и категории ювенологии

10

9

1

1

-

1.3

Структура ювенологической науки

10

10

-

-

-

Раздел 2. Концептуальные основы единой ювенальной политики в области семьи,

детства и молодежи

2.1

Международный и отечественный опыты формирования и реализации политики в отношении

Похожие материалы

Информация о работе