ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
1.Средние века – период в истории Европы, прежде всего Западной Европы, который протянулся с конца V по конец XV века – с момента окончательной гибели Западной римской империи (476 г.) до начала Великих географических открытий и расцвета культуры Возрождения.
Средневековая европейская философия имела два основных источника своего происхождения – христианскую проповедь и античную философию. На нее также оказали определенное влияние арабская и еврейская философские традиции.
Христианство – религия, появившаяся еще в I веке. Вот основные положения ее вероучения:
· Бог есть Троица, абсолютное единство трех личностей – Отца, Сына и Святого Духа;
· от избытка Своей любви Бог из ничего сотворил мир;
· по образу Своему Бог создал человека и предназначил ему путь бесконечного совершенствования;
· первые люди совершили грехопадение и впустили в мир смерть;
· чтобы освободить человечество от рабства греху и смерти, Бог-Сын вочеловечился, стал Богочеловеком Иисусом Христом;
· жизнь и смерть Иисуса Христа, Его воскресение имеют для нас спасительное значение;
· в будущем человечество ожидают второе пришествие Иисуса Христа, телесное воскресение умерших и последний суд.
Такой вид христианская доктрина приобрела не сразу. В Библии, например, нет понятий «Троица» и «Богочеловек». Они возникли в процессе осмысления первоначальной христианской проповеди. При этом отдельные христианские мыслители могли использовать понятийный аппарат, идеи и методы, заимствованные у античных философов. Например, слово «логос», одно из самых важных для дохристианской философии, было применено по отношению к Христу, которого стали называть Богом-Словом.
Перечислим основные особенности средневековой философии, большая часть истории которой пришлась на время духовного господства христианской Церкви (в Западной Европе это была Католическая Церковь).
Во-первых, средневековая философия теоцентрична, т.е. утверждает такое мировоззрение, согласно которому Бог есть надприродный (сверхкосмический) Абсолют, дающий человеку Закон его жизни.
Во-вторых, относительный плюрализм философских школ и учений был в Средние века серьезно ограничен церковными догматами и канонами, а также фанатизмом и невежеством значительной части номинальных христиан. Так, Пьер Абеляр(1079 - 1142), писавший о пользе сомнения, был обвинен в ереси. Философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (ок. 1214 – после 1294) долгие годы провел в монастырской тюрьме.
В-третьих, большую роль в философии этого периода играла экзегетика – искусство правильного толкования текста. Это было связано с необходимостью подкреплять свои суждения ссылками на тексты Библии и авторитетных учителей Церкви.
В-четвертых, философия тяготела к дидактизму, т.е. назидательности, учительству.
В-пятых, средневековая философия приступила к анализу внутреннего мира человека, состоялось открытие человеческой личности, почти неизвестной античным философам. Замечательный памятник совершившемуся перевороту – сочинение «Исповедь» Августина Аврелия.
В-шестых, еще одной темой, нехарактерной для античной философии, в Средние века стали смысл и конечная цель человеческой истории.
В-седьмых, по своему общему духу средневековая философия была оптимистичной (позднеантичную же разъедали скепсис и пессимизм). Мир казался философам Средневековья постижимым, поскольку был устроен Богом на разумных началах. Сам Творец по природе Своей оставался выше всякого человеческого разумения, но Он считался близким каждой верующей душе и открывал людям все, необходимое для их спасения.
В истории средневековой европейской философии обычно выделяют два больших этапа – этап патристики (II – VIII вв.) и этап схоластики (VIII – XV вв.).
2. Патристика (лат. pater - отец) - собирательное название для трудов и взглядов Отцов Церкви, тех мыслителей и подвижников, которые сыграли наиважнейшую роль в концептуальном оформлении христианского вероучения. Как правило, это были люди хорошо знакомые с античной философией, испытавшие влияние той или иной философской школы (платоновской, неоплатонической, перипатетической, стоической…).
Правда, их личные оценки философии могли быть и отрицательными. Яркий пример - Тертуллиан (ок. 160 – после 220 г.). Он был весьма образованным человеком, но считал философию бесполезным
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.