Исследование развития представлений о политике и государстве

Страницы работы

21 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………….   3

1. Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима….…….……   4

2. Политические идеи Средневековья………………………….…………..   5

3. Политические идеи мыслителей эпохи Возрождения………….………  5

4. Идеи мыслителей Нового времени о политике и государстве.……….  7

5. Эволюция общественно-экономической мысли России……….………13

6. Политическая мысль Белоруссии………………………….……………..15

Заключение…………………………………………………….……………….20

Список использованных источников ………………………………………21


ВВЕДЕНИЕ

История формирования политических взглядов и учений насчитывает века. Элементы политического научного знания долгое время складывались и развивались в рамках общих философских, а затем и социологических теорий. Этот исторический процесс прошел свои этапы: политическая мысль древности, эпохи средневековья и возрождения, политические учения Нового времени, наконец, современная политическая наука.

Итак, цель данной работы состоит в исследовании развития представлений о политике и государстве.

Задачи работы:

- охарактеризовать политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима;

- исследовать политические идеи Средневековья;

- изучить политические идеи мыслителей эпохи Возрождения, идеи мыслителей Нового времени о политике и государстве;

- проследить эволюцию общественно-экономической мысли России;

- рассмотреть политическую мысль Белоруссии, особенности исторического развития.


1. Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима

Начала научного знания о политике в Европе были заложены в Древней Греции Платоном (427-347 до н.э. основные труды - "Государство" и "Законы") и Аристотелем (384-322 гг. до н.э. - автор знаменитого трактата "Политика"). Сторонник аристократии Платон мечтал об идеальном государстве, управляемом мудрецами-философами, считая его высшим осуществлением идей правды и добра. Он предложил образец государственного устройства, представляющего по сути одну из первых коммунистических утопий. Гражданами такого государства являются воины - его защитники, которые не имеют ни частной собственности, ни жен, ни детей. У них все должно быть общее и нет частных интересов, возбуждающих взаимную вражду. Идеальная форма правления государством по Платону, - аристократическая либо монархическая (в зависимости от того, принадлежит ли сознание высших идей немногим или одному). Существовавшие реально формы государства Платон осуждал и называл их извращенными, поскольку их организация, по его утверждению не соответствует природе людей. Именно поэтому они. по мнению философа, подвержены неизбежному процессу вырождения: 1) тимократия (правление военных) перерождается в 2) олигархию (правление богатых), которая, в свою очередь, вырождается в 3) демократию (правление большинства), а последняя неизбежно переходит в 4) тиранию (неограниченное и жестокое правление одного).

Платон обозначил ряд начал демократического правления: принцип выборов по большинству голосов, идею народного собрания, подчинения государства закону, мысль о необходимости регулирования общественной жизни людей писаными нормами права и т.п. Он высказал пророческие слова о роли законов в государстве: "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон-владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги".

Аристотель заложил основы теории политики как отдельной самостоятельной дисциплины. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое. Аристотель подверг критике учение Платона вообще и в частности учение об идеальном аристократическом государстве. Критикуя проект аристократического государства Платона, Аристотель выступил убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи. В зависимости от целей, которые ставят правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства. Правильным государственным строем Аристотель считал такой, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Неправильным - такой, при котором преследуются частные цели правителей. Наиболее правильной формой Аристотель считал политик», в которой правит большинство в интересах общей пользы. Под большинством он имеет ввиду средний слой класса рабовладельцев, от имени которого выступал. Важнейший вывод, к которому пришла политическая мысль Древней Греции

Похожие материалы

Информация о работе