Основные этапы становления и развития политической мысли

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лучше всего подобная свобода может осуществляться в государствах, устроенных на республиканско-демократический лад. "Цель государства заключается не в том, чтобы господствовать и держать людей в страхе, подчиняя их власти другого, но, наоборот, в том, чтобы каждого освободить от страха, дабы он жил в безопасности, насколько это возможно. Цель государства в действительности есть свобода" , В то же время Спиноза испытывал неприязнь к революционным преобразованиям общества: в них он усматривал лишь бунты аффектов, страстей. Государство, отождествляемое с обществом, казалось ему печным и непреходящим установлением.

Английская буржуазная революция 17в. была первой революцией европейского масштаба. Она нанесла сокрушительный удар по феодализму и открыла простор для быстрого развития капиталистических отношений. Эта революция имела несравненно более широкий резонанс, нежели прошедшая за несколько десятилетий до нее нидерландская революция.

Мыслители того времени, естественно, чувствовали на себе влияние происходящих событий.

Государство, считал Локк, - это совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного закона и создавших судебную потенцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступника. Государство воплощает политическую власть, т.е. право во имя общего блага создавать законы, право применять силу сообщества для исполнения этих законов и зашиты государства извне. Д.Локк предложил изменить шкалу и масштабы социально-политических приоритетов, выдвинув человека и его жизненные интересы на первый план.

В современном общественном и индивидуальном сознании многие из идей, развивавшиеся мыслителями средневековья и нового времени, зачастую предстают как самоочевидные и даже банальные. Но в те времена они были действительно новыми, оригинальными и перспективными. К тому же далеко небезопасными для их создателей. Например, в эпоху правления английского короля Карла II, в 1683 г., мыслитель Олджерион Сидней был повешен только за то, что среди его бумаг наши рукопись "Рассуждения о правительстве", в которой он защищал теорию договорного происхождения государственной власти.

Идея естественных прав человека и концепция общественного договора сыграли огромную роль в истории философской и общественно-политической мыcли европейского Просвещения и нашли отражение в политических теориях французской и американской буржуазных революций.


7 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ И МАТЕРИАЛИСТОВ. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ

Политические доктрины, идейно подготовившие ранние буржуазные революции в Голландии и Англии, получили дальнейшее развитие накануне и в ходе буржуазной революции 1789-1794 гг. во Франции.

Видающуюся роль в идеологической подготовке Французской буржуазной революции сыграло Французское Просвещение. Принципы свобды и равенства в новых условиях, на Французской почве, превратились в развернутые политические учения. Просветители вели борьбу с Феодальной монархией, религиозной идеологией..Они выдвинули идею равенства  сословий, идею народного суверенитета против суверенитета монарха.

Великий французский мыслитель Франсуа Мари Аруэ  Вольтер (I694-I77B), стоявший в авангарде просветителей, выражал илтересн той части буржуазии, которая надеялась на преобразование общества путем реформ сверху.

Вместе с Вольтером век французского Просвещения открывает Шарль Луи о н т е с к ь е_ (1689-1775).   В 1721 г. в Амстердаме ввали его знаменитые  "Персидские письма", в которых была дана едкая сатира на Французский абсолютизм17-нач 18 вв. В своем известном труде "О духе законов" "Монтескье с большой симпатией говорил о республиканской форме правления.

Республики Монтескье подразделял на два вида: демократическую и ' ористократическую. В республике господствует принцип добродетели. Ее жизненное кредо: равенство, патриотизм, свобода я любовь. Под республикой Монтескье понимал такую форму правления, при которой в руках народа полностью или частично находится верховная власть.

И хотя политическим идеалом Монтескье била конституционная монархия, он подчеркивал, что республикапская форма государства так же закономерна, как и монархическая.

Весьма оригинальным являлось утверждение Монтескье о том, что фермы

Похожие материалы

Информация о работе