Реализация Программы позволит сократить простой вагонов с переработкой на 10,8 - 11,5 %, вагонов без переработки — на 1,9— 2,2%, высвободить более 1200 регулировщиков скорости движения вагонов, обеспечить безопасность роспуска составов с горки при повышении сохранности вагонов и грузов.
Автоматизация процессов роспуска составов с горки, использование автоматизированных систем управления и планирования работы станций позволяют увеличить наличную перерабатывающую способность горки.
Но использование новой техники и автоматики, особенно на горках, наиболее эффективно в комплексе с новыми прогрессивными технологиями работы всей системы расформирования – формирования поездов.
В решении задачи интенсификации работы крупных сортировочных станций важное значение имеет технология параллельного роспуска составов (ПРС) [3]. Последовательное расположение парков приема, сортировки и отправления при наличии на горке двух спускных путей и не менее двух путей надвига, а так же комплексной механизации и автоматизации процесса сортировки вагонов создает благоприятные условия для осуществления такой технологии. В этом случае каждый спускной путь работает как самостоятельная горка на сортировочные пути примыкающей к нему секции подгорочного парка, специализированные для определенных назначений.
Вагоны в параллельно распускаемых составах назначением в другую секцию подгорочного парка направляются на специальные отсевные пути, которые выделяются в каждой секции. Затем их повторно сортируют по своим назначениям.
Схема работы сортировочной горки в режиме ПРС представлена на рис. 4.
В 70-е годы XX века опыт ряда крупнейших сортировочных станций – Орехово-Зуево, Свердловск-Сортировочный, Пермь-Сортировочная, Челябинск-Главный, Ярославль-Главный и других – показал, что организация ПРС позволяет значительно повысить темпы приема поездов, улучшить технологию работы станции в целом.
Анализ работы станции Орехово-Зуево и проведенные исследования показали, что применение ПРС эффективно только при одновременном выполнении следующих основных условий [4]:
1) четкое разделение вагонопотоков в прибывающих поездов на два направления – четное и нечетное (грузовое и негрузовое). При этом количество вагонов углового потока в расформировываемых составах не должно превышать критической нормы.
2) горка должна быть оборудована не менее чем двумя путями надвига и роспуска с механизацией или автоматизацией процесса роспуска составов.
3) технология сортировочной станции должна предусматривать ПРС как основу организации работы всей станции.
Рис. 4. Схема работы горки в режиме ПРС
Все эти основные условия взаимосвязаны между собой и при невыполнении одного из них нарушается взаимодействие процессов в режиме ПРС либо применение его становится невыгодным.
В период с конца 1980-х и до середины 1990-х годов роспуск вагонов на сортировочных станциях неуклонно снижался, что объясняется политической и экономической ситуацией в России. В связи с этим исследования в области ПРС значительно сократились. Однако возрастающие объемы погрузки предъявляют новые требования к перерабатывающей способности сортировочных систем.
Сегодня на крупнейших сортировочных станциях внедряется Комплексная система автоматизированного управления (КСАУСС). Так, на станции Бекасово-Сортировочное данная система позволяет повысить эффективность применения ПРС.
Режим ПРС доказал свою эффективность на станции Лимматталь (Швейцария), где осуществляется формирование 120 поездов по 110 направлениям [5].
В предыдущих работах мною рассматривался вопрос эффективности внедрения ПРС на сортировочной станции Входная Западно-Сибирской ж.д. При этом определены основные условия для организации режима ПРС: укладка дополнительного спускного пути, изменение специализации путей сортировочного парка. Экономический эффект (около 4 млн.руб./год) при применении данной технологии на станции Входная будет достигнут за счет снижения простоя составов в парке приема в ожидании расформирования и, как следствие, ликвидации задержек поездов у входного сигнала [6].
Модернизация сортировочных станций является мощным ресурсом компании ОАО «РЖД» по увеличению скорости доставки грузов, снижению себестоимости перевозок, сокращению эксплуатационных затрат. Их развитие и реконструкция позволяют повысить пропускную и перерабатывающую способности железнодорожных магистралей, соответственно, снизить время простоя вагонов на станциях.
В настоящее время требуется рассмотреть возможность применения режима ПРС на основе методов математического моделирования. Руководство компании неоднократно подчеркивало необходимость проведения математического анализа при обосновании эффективности тех или иных мероприятий. Данное мероприятие, в свою очередь, позволит создать четкий алгоритм взаимодействия работников станции при организации ПРС.
Итак, сегодня назрела необходимость увеличения перерабатывающей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.