Система поиска решения задачи коммивояжера

Страницы работы

40 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения»

Кафедра «Системы автоматизированного проектирования»

ЗАДАЧИ КОММИВОЯЖЕРА

Курсовая работа

К.Р.230104.65.03.01.19.000-943

Выполнил

Проверил

Хабаровск

2008


Постановка задачи: Система поиска решения задачи коммивояжера. Система должна иметь систему сохранения в файл исходных и входных данных, загрузки из файла входных данных. Графический интерфейс пользователя оснащён возможностями интерактивного изменения данных.

Введение: Хорошо известна следующая задача. Имеется N городов T[0] .. T[N-1]. Расстояние между каждой парой T[i], T[j] определяется длиной соединяющего их отрезка.

система поиск маршрут коммивояжер где А – матрица расстояний между городами. Необходимо указать кратчайший маршрут, который начинается городом T[0], проходит через города T[1] .. T[n-2] и заканчивается городом T[N-1].

В теоретическом плане задача решается легко: достаточно перебрать все перестановки городов T[1] .. T[n-2] на маршруте и выбрать ту из них, которая доставляет кратчайший путь. Однако этот метод при существующих возможностях ПК дает результат за приемлемое время вычислений (от нескольких секунд до минуты), если N<10. С дальнейшим увеличением N быстродействие комбинаторного метода быстро снижается и его нельзя использовать в практических расчетах.

Среди других методов решения подобных практических задач (к ним, в частности, можно отнести близкую к рассматриваемой задачу коммивояжера) обычно используют единственный альтернативный метод ветвей и границ (МВГ). Считается, что он обеспечивает точное решение за минимальное время вычислений. Метод, действительно, хорошо работает на "учебных" примерах, однако, как показали эксперименты с МВГ на практических (логистических) примерах решения рассматриваемой задачи, его быстродействие сильно зависит от вида матрицы А и в большинстве случаев МВГ не гарантирует результативности в приемлемое время даже при N=15.

При всей известности задачи не удалось ни в научной литературе, ни в Интернет найти быстрых методов, которые позволили бы приближенно решить задачу с достаточной для практики точностью до 10% за приемлемое время.

Ниже рассмотрено несколько сравнительно быстрых приближенных эвристических методов решения задачи, которые удовлетворяют упомянутому условию. Методы реализуют процессы поиска базового маршрута и последующего его улучшения. При их описании использованы терминология теории графов и средства языка Object Pascal среды Delphi.


1 Методы нахождения базового маршрута

Метод 1. («жадный», Greedily). Сначала на графе, образованном матрицей А, отыскивается и включается в маршрут вершина (город) T[k] , которая ближе всех к начальной. Далее отыскивается самая близкая к T[k] из числа еще не включенных в маршрут и т. д. В результате получается приближенное решение задачи – базовый маршрут.

Метод 2 («деревянный», Woody). Сначала в маршрут включаются две вершины начальная T[0] и конечная T[N-1]. Далее отыскивается вершина, которая характеризуется наименьшим расстоянием D(T[i]+T[k]) + D(T[k]+T[j]) — D(T[i] + T[j]), где i = 0, j = N-1, k – номера еще не включенных в маршрут вершин. Найденная вершина помещается в маршрут (0, k, N-1). На следующем шаге отыскивается вершина L, которая характеризуется наименьшим расстоянием DL от звена (0, k), и вершина M, имеющая наименьшее расстояние DM от звена (k, N-1). Среди L и M выбирается та, которая имеет наименьшее из DL и DM, и включается внутрь своего звена (0, k) или (k, N-1). Пусть это вершина M с номером m. Теперь маршрут состоит из трех звеньев (0, k), (k, m), (m, N-1). Процесс продолжается до тех пор, пока есть не включенные в маршрут вершины.

Метод 3 (простейший, Simply). Промежуточные вершины в маршрут включаются случайным образом. В частности, базовым будет допустимый маршрут G[i] = i.

Маршруты, построенные этими методами, вычисляются с очень высокой скоростью (практически мгновенно). Однако длина этих маршрутов в подавляющем большинстве случаев далека

Похожие материалы

Информация о работе