Общая характеристика информационных систем. Основные положения теории систем и управления. Проектирование информационных систем. Моделирование организационной структуры транспортного предприятия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

разработка и внедрение информационных технологий в управление перевозочным процессом, экономикой и финансами, инфраструктурой транспорта, непроизводственной сферой;

§  создание системы архивирования данных и развитие аналитических систем (систем поддержки принятия решений);

§  перевод действующих систем на новую программно-техническую основу;

§  создание в учебных заведениях отрасли современной учебно-методической базы подготовки специалистов в области информационных технологий.

В период 2000–2005 гг. в соответствии с программой проведено развитие инфраструктуры информатизации, информационной среды и на их основе комплексов информационных технологий.

2 Основные положения теории систем и управления

2.1 Основные понятия организационной системы

В методологических основах общей теории систем определению понятия системы уделяется большое внимание. В связи с этим существует много вариантов определения системы, которые характеризуют ее с различных сторон. В переводе с греческого термин «система» обозначает целое, состоящее из частей, определенным образом упорядоченное.

Условимся под системой понимать комплекс (множество) взаимосвязанных объектов (компонентов, частей), объединенных для достижения определенных целей.

Как видно из самого определения, речь идет не просто о системе, а об управляемой, целенаправленной системе. Для лучшей организации и управления система делится на составные части в подсистемы и элементы.

Подсистема — это часть системы, выделенная по определенному признаку. Подсистема может быть подвергнута дальнейшей декомпозиции, т. е. разложению на другие подсистемы или элементы. Когда данный компонент системы далее не разлагаем, говорят, что это элемент системы. При разработке информационных технодогий систему подразделяют на подсистемы, которые в свою очередь состоят из определенных задач. Компоненты системы функционируют во времени как единое целое, т. е. каждая подсистема, элемент (задача) действует ради единой цели, которая стоит перед системой в целом.

В допустимых границах система управления сложным объектом исследуется как единый организм с учетом внутренних связей между отдельными элементами и внешней связи с другими системами и объектами.

При таком подходе системами являются: машина, собранная из деталей и узлов; живой организм, образуемый совокупностью клеток; предприятие, объединяющее и связывающее в единое целое множество производственных процессов, машин, установок, коллективов людей, различные виды ресурсов, готовую продукцию; отрасли, включающие предприятия или объединения; народное хозяйство в целом, состоящее из связанных между собой отраслей.

В результате действия на систему целого ряда факторов, имеющих главным образом вероятностный характер, происходит изменение связей, которые вызывают те или иные изменения в состоянии системы. Если изменения организационной системы не соответствуют заданному состоянию, то нужно с помощью органа управления изменить связи внутри системы и между подсистемами таким образом, чтобы состояние системы соответствовало заданным значениям, или, как говорят, соответствовало целевой функции управления.

В реально действующих организационных системах выделение и организация подсистем может вестись по функциональному, организационному признакам или по составу системных элементов.

Деление по функциональным признакам ведется в соответствии с имеющимися функциями системы. Организационные признаки учитывают специфические особенности иерархической структуры системы. Членение системы по составу элементов производится с учетом структуры самих элементов при выполнении ими определенных функций.

В качестве элементов в системе могут быть выделены: человеческие коллективы, технические средства, технологические процессы, информация и др.

Схема организационной системы «Железножорожный транспорт» приведена на рисунке 2.1.

Здесь системы «Станция», «Отделение» и «Железная дорога» являются соответствующими подсистемами в иерархической структуре управления системы «Железнодорожный транспорт».

Организационные системы различаются по структуре, параметрам, элементам функционирования, размерам, характерным особенностям и главным целям. Исходя из этого важное значение для построения АСУ имеют такие

Похожие материалы

Информация о работе