Рабочая программа дисциплины "Социология" (Содержание дисциплины. Вопросы для подготовки к экзамену/зачету)

Страницы работы

24 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Выработать навыки активного использования будущими специалистами социологических знаний, методов социологического исследования и социологической информации в своей профессиональной деятельности.

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

По окончании изучения дисциплины “Социология” слушатель должен:

·  Иметь научное представление о социологическом подходе к изучению общества, личности, культуры, факторах формирования личности в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах социальных процессов;

·  Знать объект, предмет, место социологии в системе других наук об обществе, основные понятия социологии и методы социологического исследования, типологию, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы  и структуру социальных институтов и организаций;

·  Уметь применять на практике полученные знания и навыки, правильно ориентироваться в социальной действительности, в лабиринте социальных проблем, понимать социальную проблему, видеть ее социальные корни и последствия, то есть научиться социологическому мышлению и анализу.

·   

1.4. Формы контроля

Итоговый контроль. Для усвоения данной дисциплины на заочном отделении учебным планом НГАЭиУ предусмотрена контрольная работа и  экзамен, на дневном отделении – экзамен или зачет (в зависимости от специальности). Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому (выписке из зачетной книжки).

Текущий контроль. В течение семестра преподаватель дисциплины осуществляет текущий контроль на основе посещаемости занятий и выполнения тех видов работ (практических, контрольных), которые выбираются преподавателем самостоятельно.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Наименование

Количество часов

Количество часов

разделов и тем

ЛекЦии

Практические занятия

Самостоя тельная работа

Всего часов по теме

Лекции

Самостоя тельная работа

Всего часов по теме

Введение в социологию

1

2

2

5

1

-

2

Тема 1. Возникновение и развитие социологии (исторический аспект)

2

6

7

15

2

13

16

Тема 2. Социология как наука.

1

2

4

7

1

6

8

Тема 3. Культура как социальное явление.

2

2

4

8

1

7

8

Тема 4. Личность как субъект и продукт социальных отношений. Социологические концепции личности.

2

4

6

12

2

10

12

Тема 5. Общество как целостная система.

2

2

4

8

2

6

8

Тема 6. Социальная структура общества. Социальная стратификация.

2

4

6

12

2

10

12

Тема 7. Социальные институты и социальные организации.

2

4

6

12

2

10

12

Тема 8. Социальные изменения.

2

4

6

12

2

10

12

Тема 9.  Методология и методика эмпирического социологического исследования.

1

4

6

11

2

9

12

Итого по дисциплине:

17

34

51

102

17

84

102

2.2. Содержание разделов и тем 

Социология как наука, изучающая социальную жизнь общества. Цель социологической науки – получение организованного знания об обществе в целом, социальной группе, индивиде. Понимание как форма восприятия социального мира. Объективность социологии.

Функции социолога, этика его деятельности. Профессиональный кодекс социолога.

Становление системы социологического образования в России и за рубежом. Формы и методы организации социологического образования и распространения социологической информации в СССР (1950-1980-е гг.). Введение социологии в качестве самостоятельного учебного предмета в учебных заведениях в процессе реформирования системы образования России.

Социология как наука и учебная дисциплина, цели и задачи ее изучения, источники информации.

Тема 1. Возникновение и развитие социологии (исторический аспект)

Предыстория социологии как процесс формирования онтологических предпосылок социологического знания: представлений об обществе, социальной реальности, социальности. Представления античных социальных философов Платона (428/427 – 348/347 до н.э.) и Аристотеля (384-322 до н.э.) об обществе (государстве). Идеи средневековых христианских философов и теологов Августина Блаженного (354 –430 гг.) и Фомы Аквинского (1225/1226 – 1274 гг.) о жизни общества как борьбе двух начал –грешного и божественного, о власти и церкви. Разработка и распространение идей  общественного договора и “гражданского” общества в ХVII- ХVIII вв. В Европе. Томас Гоббс (1588-1679гг.) и Жан-Жак Руссо(1712-1778 гг.). Формирование идеи социального закона (представлений о социальном детерминизме, прогрессе общества) Шарлем Монтескье (1689-1755 гг.) и другими мыслителями нового времени.

Возникновение социологии как результат соединения ряда интеллектуальных и социальных факторов в первой половине ХIХ века в западной Европе. Социологический проект О.Конта (1798-1857гг.): позитивизм, закон трех стадий развития интеллектуального сознания человечества, классификация наук, социальный организм, порядок и прогресс, социальная статика и социальная динамика, метод социологии.

Основные социоценрированные и человекоцентрированные социологические теории. Макросоциологический и микросоциологический уровни социологического анализа, их основные понятия: общество – группа, власть-лидерство, норма –стереотип и т.д. Основные различия между макро- и микросоциологическим анализом. Наиболее значимые макросоциологические и микросоциологические теории классической социологии: структурный функционализм (Т.Парсонс), теория социального конфликта( К. Маркс, Ч.Р. Миллс, Р.Дарендорф и др), теория социального действия (М.Вебер),  символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, Г. Блумер, А. Роуз и др.), феноменология (Э.Гуссерль, А. Шюц, П.Бергер и др.).

Основные вехи в формировании классической социологии. Э. Дюркгейм (1858-1917): идея социальной солидарности, общественного разделения труда, социологизм и социальный реализм как мировоззренческая основа социологии, социология как наука о социальных фактах. Понятие социального факта, аномии. Социология религии. К.Маркс (1818-1883) как основатель теории социального конфликта и сторонник революционного пути изменения общества. М.Вебер (1864-1920) - основатель теории социального действия и понимающей социологии. Предмет социологии. Типы социальных действий. Теория “идеальных типов” как методологическая основа познания

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социология
Тип:
Рабочие и учебные программы дисциплин
Размер файла:
198 Kb
Скачали:
0