Выработать навыки активного использования будущими специалистами социологических знаний, методов социологического исследования и социологической информации в своей профессиональной деятельности.
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
По окончании изучения дисциплины “Социология” слушатель должен:
· Иметь научное представление о социологическом подходе к изучению общества, личности, культуры, факторах формирования личности в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах социальных процессов;
· Знать объект, предмет, место социологии в системе других наук об обществе, основные понятия социологии и методы социологического исследования, типологию, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуру социальных институтов и организаций;
· Уметь применять на практике полученные знания и навыки, правильно ориентироваться в социальной действительности, в лабиринте социальных проблем, понимать социальную проблему, видеть ее социальные корни и последствия, то есть научиться социологическому мышлению и анализу.
·
1.4. Формы контроля
Итоговый контроль. Для усвоения данной дисциплины на заочном отделении учебным планом НГАЭиУ предусмотрена контрольная работа и экзамен, на дневном отделении – экзамен или зачет (в зависимости от специальности). Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому (выписке из зачетной книжки).
Текущий контроль. В течение семестра преподаватель дисциплины осуществляет текущий контроль на основе посещаемости занятий и выполнения тех видов работ (практических, контрольных), которые выбираются преподавателем самостоятельно.
2.1. Тематический план учебной дисциплины
Очная форма обучения |
Заочная форма обучения |
||||||
Наименование |
Количество часов |
Количество часов |
|||||
разделов и тем |
ЛекЦии |
Практические занятия |
Самостоя тельная работа |
Всего часов по теме |
Лекции |
Самостоя тельная работа |
Всего часов по теме |
Введение в социологию |
1 |
2 |
2 |
5 |
1 |
- |
2 |
Тема 1. Возникновение и развитие социологии (исторический аспект) |
2 |
6 |
7 |
15 |
2 |
13 |
16 |
Тема 2. Социология как наука. |
1 |
2 |
4 |
7 |
1 |
6 |
8 |
Тема 3. Культура как социальное явление. |
2 |
2 |
4 |
8 |
1 |
7 |
8 |
Тема 4. Личность как субъект и продукт социальных отношений. Социологические концепции личности. |
2 |
4 |
6 |
12 |
2 |
10 |
12 |
Тема 5. Общество как целостная система. |
2 |
2 |
4 |
8 |
2 |
6 |
8 |
Тема 6. Социальная структура общества. Социальная стратификация. |
2 |
4 |
6 |
12 |
2 |
10 |
12 |
Тема 7. Социальные институты и социальные организации. |
2 |
4 |
6 |
12 |
2 |
10 |
12 |
Тема 8. Социальные изменения. |
2 |
4 |
6 |
12 |
2 |
10 |
12 |
Тема 9. Методология и методика эмпирического социологического исследования. |
1 |
4 |
6 |
11 |
2 |
9 |
12 |
Итого по дисциплине: |
17 |
34 |
51 |
102 |
17 |
84 |
102 |
2.2. Содержание разделов и тем
Социология как наука, изучающая социальную жизнь общества. Цель социологической науки – получение организованного знания об обществе в целом, социальной группе, индивиде. Понимание как форма восприятия социального мира. Объективность социологии.
Функции социолога, этика его деятельности. Профессиональный кодекс социолога.
Становление системы социологического образования в России и за рубежом. Формы и методы организации социологического образования и распространения социологической информации в СССР (1950-1980-е гг.). Введение социологии в качестве самостоятельного учебного предмета в учебных заведениях в процессе реформирования системы образования России.
Социология как наука и учебная дисциплина, цели и задачи ее изучения, источники информации.
Тема 1. Возникновение и развитие социологии (исторический аспект)
Предыстория социологии как процесс формирования онтологических предпосылок социологического знания: представлений об обществе, социальной реальности, социальности. Представления античных социальных философов Платона (428/427 – 348/347 до н.э.) и Аристотеля (384-322 до н.э.) об обществе (государстве). Идеи средневековых христианских философов и теологов Августина Блаженного (354 –430 гг.) и Фомы Аквинского (1225/1226 – 1274 гг.) о жизни общества как борьбе двух начал –грешного и божественного, о власти и церкви. Разработка и распространение идей общественного договора и “гражданского” общества в ХVII- ХVIII вв. В Европе. Томас Гоббс (1588-1679гг.) и Жан-Жак Руссо(1712-1778 гг.). Формирование идеи социального закона (представлений о социальном детерминизме, прогрессе общества) Шарлем Монтескье (1689-1755 гг.) и другими мыслителями нового времени.
Возникновение социологии как результат соединения ряда интеллектуальных и социальных факторов в первой половине ХIХ века в западной Европе. Социологический проект О.Конта (1798-1857гг.): позитивизм, закон трех стадий развития интеллектуального сознания человечества, классификация наук, социальный организм, порядок и прогресс, социальная статика и социальная динамика, метод социологии.
Основные социоценрированные и человекоцентрированные социологические теории. Макросоциологический и микросоциологический уровни социологического анализа, их основные понятия: общество – группа, власть-лидерство, норма –стереотип и т.д. Основные различия между макро- и микросоциологическим анализом. Наиболее значимые макросоциологические и микросоциологические теории классической социологии: структурный функционализм (Т.Парсонс), теория социального конфликта( К. Маркс, Ч.Р. Миллс, Р.Дарендорф и др), теория социального действия (М.Вебер), символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, Г. Блумер, А. Роуз и др.), феноменология (Э.Гуссерль, А. Шюц, П.Бергер и др.).
Основные вехи в формировании классической социологии. Э. Дюркгейм (1858-1917): идея социальной солидарности, общественного разделения труда, социологизм и социальный реализм как мировоззренческая основа социологии, социология как наука о социальных фактах. Понятие социального факта, аномии. Социология религии. К.Маркс (1818-1883) как основатель теории социального конфликта и сторонник революционного пути изменения общества. М.Вебер (1864-1920) - основатель теории социального действия и понимающей социологии. Предмет социологии. Типы социальных действий. Теория “идеальных типов” как методологическая основа познания
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.