Методологические основы социальной психологии. Социальное мышление и общение. Лидерство как социально-психологический феномен. Психология стихийных социальных групп

Страницы работы

89 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования Российской Федерации

НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Социальная психология

Курс лекций

Новосибирск 2001


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Тема 1. Введение в социальную психологию.

Тема 2.Методологические основысоциальной психологии.

Тема 3. Социальное мышление.

Тема 4.Социальное общение.

Тема 5. Структура социального общения.

Тема 6. Психологиясоциализации личности.

Тема 7. Психология социально-ролевого поведения личности.

Тема 8. Лидерство как социально-психологический феномен.

Тема 9. Малая группа как социально-психологический феномен.

Тема 10.Групповая динамика и ее психологические механизмы.

Тема 11.  Большая группа как социально-психологический феномен.

Тема 12. Психология стихийных социальных групп: психология масс.

Тема 13. Психология стихийных социальных групп: психология толпы.

Литература.

Введение

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса "Социальная психология" для высших учебных заведений и представляет собой систематизированный курс лекций.

Раскрываются фундаментальные  проблемы социальной психологии

- ее методологические основы, социально-психологическая ситуация, социальное мышление, социальное общение, межличностные отношения, психология индивида как субъекта социума, а также психология больших и малых групп.

Теоретическое знание о социально-психологических процессах глубоко отражено в классических учебниках и учебных пособиях отечественных и зарубежных авторов. Среди них наиболее известны следующие.

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 376 с.

В работе Г.М. Андреевой социальная психология преподносится в виде систематического курса, в котором рассматриваются фундаментальные проблемы социальной психологии - общение, социальная психология групп, социальная психология личности. Раскрывается предмет социальной психологии, история ее развития, методология и методы социально-психологического исследования.

Руденский Е.В. Социальная психология. - Новосибирск, 1996. - 224 с.

Работа представляет собой конспект лекций, в котором курс социальной психологии рассматривается в контексте общения с позиции "личностно-центрического" подхода. Рассматриваются механизмы и формы общения на межличностном, личностногрупповом и массовом уровнях. Дается характеристика методологических принципов диалогической природы человеческого общения.

Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М., 1999. Работа посвящена  анализу  состояния  социальной психологии, как она сложилась в США и в Западной Европе к настоящему времени. Майерс Д.  Социальная психология/Пер. с англ. - СПб.: Пи-

тер, 1996. - 682 с.: ил.

Автор книги - американский профессор психологии, преподающий психологию в Хоуп-колледже (Мичиган). Работа Д. Майерса, является учебником для американских студентов. В России издана в серии "Мастера психологии". Книга представляет собой солидный труд, в котором социальная психология подается в виде частных проблем в рамках предмета курса "Социальная психология" - социального мышления, социального воздействия, социальных отношений.

Шибутани Т.  Социальная психология. /Пер.  с англ.  - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 1998. - 544 с.

Автор книги - американский ученый, профессор Калифорнийского университета. Название работы принадлежит российским издателям. У автора книга имеет название "Общество и личность. Интеракционистский подход к социальной психологии". Однако российские читатели, преимущественно студенты вузов, ориентируются на эту книгу именно как на "Социальную психологию".

В предлагаемом курсе лекций автор отразил самое ценное и полезное, что наработано отечественными и зарубежными психологами в социальной психологии.

В пособии представлен и методический аппарат - ключевые понятия темы, вопросы для самоанализа.

В работе нашел отражение личный опыт автора как практикующего психолога-консультанта.

Предназначено для студентов и аспирантов высших учебных заведений, слушателей институтов повышения квалификации и переподготовки преподавательских кадров по специальности "Психология".

Пособие апробировано в учебном процессе со слушателями Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при Новосибирском государственном университете по специальности "Социальная психология".


Тема 1.  Введение в социальную психологию

1. Социальная психология в системе научного знания.

2. Теоретические и эмпирические источники социальной психологии.

1. Социальная психология в системе научного знания

Вопрос о месте социальной психологии в системе научного знания определенным образом касается вопроса о "границах" социальной психологии как науки. Этот вопрос до сих пор не нашел окончательного разрешения в научных кругах.

Выделяются три позиции, касающиеся "границ" социальной психологии:

- социальная психология есть часть социологии;

- социальная психология есть часть психологии;

- социальная психология есть наука, находящаяся "на стыке" социологии и психологии. Эта последняя точка зрения объединяет наибольшее число исследователей проблематики социальной психологии.

В настоящее время более или менее общая точка зрения на происхождение социальной психологии сводится к тому, что исторически социальная психология возникла на стыке двух наук - социологии и психологии, что неизбежно отражается на ее своеобразном статусе. Это своеобразие заключается в том, что обе "родительские" дисциплины как бы продолжают претендовать на новую дисциплину и включают ее в себя как собственную составную часть, невольно размывая предметное содержание собственно социальной психологии.

То, что изучает социальная психология, изучают и другие человековедческие науки, например, социология или психология личности. Однако делают они это по-разному.

Социологов интересуют социальные группы (от малых до самых больших) в деятельностном и операционально-статистическом аспектах. Социальных психологов интересует именно поведенческий аспект взаимодействия различных индивидов и индивидов в группах. Социологи абстрагируются от изучения всевозможных психических процессов, как таковых, происходящих в индивидах и в группах. Надо отметить, что и социология и социальная психология нередко используют сходные методы исследования.

Еще больше общего в предметах социальной психологии и психологии

Похожие материалы

Информация о работе