Учебная программа дисциплины «Методика и техника социологических исследований» (Содержание дисциплины. Вопросы к экзамену)

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Почтовый опрос: отличительные черты, достоинства и недостатки. Требования к процедуре и инструментарию. Способы повышения возврата анкет.

Прессовый опрос: отличительные черты, достоинства и недостатки. Требования к процедуре и инструментарию.

Интервьюирование как основной вид опроса.Особенности интервью, его возможности и ограничения.Типы решаемых задач. Общие трудности интервьюирования.Классификации интервью.

Стандартизированное интервью: сущность этого метода, требования к процедуре и инструментарию, специфика ролей интервьюера и респондента, подбор интервьюеров и их обучение. Преимущества и недостатки стандартизированного интервью. Типы задач, решаемых стандартизированным интервью. Вид предоставления результатов, полученных этим методом.

Полуформализированное интервью (интервью с путеводителем): сущность этого метода,  требования к процедуре и инструментарию, специфика ролей интервьюера и респондента, преимущества и недостатки этого метода, типы решаемых этим методом  задач, основные этапы, в каком виде предоставляются результаты.

Свободное интервью (беседа): сущность этого метода,  требования к процедуре и инструментарию, специфика ролей интервьюера и респондента, преимущества и недостатки этого метода, типы решаемых этим методом  задач.

Наратив как форма интервью. Биографический метод. Процедура. Специфика ролей интервьюера и респондента.

Фокусированное интервью: сущность метода, типы решаемых задач, достоинства и недостатки метода, процедура и инструментарий.

Фокус группа: сущность метода, типы решаемых задач, достоинства и недостатки метода, процедура и инструментарий.

Телефонный опрос: сущность метода, типы решаемых задач, достоинства и недостатки метода, процедура и инструментарий. Особенности выборки респондентов для телефонного опроса. Поведение интервьюера на различных этапах телефонного интервью. Требования к интервьюеру. Особенности вопросника.

Экспертный опрос: специфика  и функции метода, типы решаемых задач, процедура и инструментарий, основные этапы. Проблема подбора экспертов. Требования к эксперту. Метод отбора и оценивания экспертов. Основные виды экспертных опросов: «мозговая атака», метод «суда», дельфийская техника, многоступенчатый опрос экспертов и др. Анализ результатов экспертного опроса и их интерпретация.

Тема 4. Наблюдение как метод сбора социологических данных

Специфика социологического наблюдения.Преимущества и недостатки наблюдения. Типы решаемых задач. Виды наблюдений. Программа наблюдения, ее структура. Основные этапы и инструментарий. Вид, в котором предоставляются результаты, полученные этим методом. Типы ролей наблюдателя. Подготовка наблюдателей.

Наблюдение в качественном исследовании: специфика, процедура и инструментарий, основные этапы. Вид, в котором предоставляются результаты, полученные этим методом.

Тема 5.  Анализ документов в социологии

Понятие документа. Сущность метода анализа документов. Достоинства и недостатки метода. Типы решаемых методом задач. Классификации документов. Проблема достоверности документальной информации.

Контент- анализ в социологии: задачи, направления использования, основные процедуры контент- анализа, инструментарий. Категории анализа, единицы анализа, единицы счета.

Анализ транскриптов глубинных интервью. Логика и этапы анализа.

Анализ видеоматериалов.

Анализ дневниковых записей, писем. 

Тема 6. Социальный эксперимент

Сущность эксперимента. Особенности эксперимента в социологии. Логическая структура эксперимента. Контрольные и экспериментальные группы. Понятие чистоты эксперимента.

Виды экспериментов. Критерии классификации экспериментов. Полевой и лабораторный эксперимент. Параллельный  и последовательный.

Тема 7. Социально- психологические методы в социологии

Типы социологических задач, требующих использование психологических методов.

Методы анализа информации о социальной группе на основе анализа данных об индивидах. Понятие теста. Классификация тестов (по предмету анализа, по функциям, по способу представления, по методическим процедурам).

Тема 8. Социометрический метод в социологии

Сущность и функции метода. Типы решаемых задач. Возможности использования социометрических методов для изучения межличностных отношений в малой группе. Типы связей, изучаемых социометрическим методами. Основные социометрические показатели.

Тема 9. Case- study

Case- study как тактика социологического исследования. Сущность Case- study Когда проводится  Case- study ?  Дизайн Case- study: специфика, этапы.  Проведение Case- study. Анализ результатов Case- study.

Тема 10. Сравнительные и повторные исследования

Виды сравнительных исследований (межрегиональные, международные, межлокальные). Цели сравнительных исследований. Виды повторных исследований. Цели повторных исследований. Общие требования, предъявляемые к сравнительному и повторному исследованию. Проблема сопоставимости.

Тема 11. Этика социологического исследования.

Взаимодействие исследователя и респондентов. Возможные последствия социологических исследований. Исследование сенситивных  тем. Профессиональный кодекс социолога. 


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1.  Определение основных понятий (социологическое исследование, методология, метод, техника социологических исследований)

2.  Логика качественного и количественного исследования

3.  Программа социологического исследования: структура и функции.

4.  Раскрытие структуры теоретического блока программы социологических исследований

5.  Информационный, методический  и организационный блоки программы

6.  Понятия генеральной совокупности и  выборки, типы выборки в количественном исследовании

7.  Методы ремонта выборки в случае случайных ошибок; причины систематических ошибок выборки

8.  Планирование выборки качественного исследования, виды выборок

Похожие материалы

Информация о работе