Программа социологических исследований. Опрос как метод сбора социологических данных. Наблюдение и анализ документов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство образования Российской Федерации

НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Текст лекций

 для студентов всех форм обучения

специальности  06.11.00. "Менеджмент организации"

Новосибирск 2001

Текст лекций рассмотрен на заседании кафедры "Менеджмент в социальной сфере" от 17.09.01 г., протокол № 2

Составитель , ст преподаватель

Введение

Цель курса – познакомить вас с методикой, методами и техникой проведения социологических исследований в России и за рубежом.

Определение основных понятий, вынесенных в заголовок курса.

Что такое социологическое исследование?

Что такое методология?

Что такое методика и техника социологического исследования?

Социологическое исследование – это изучение общества в каком-то его конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественные и качественные оценки, измерения, обобщения и анализ информации относительно этого состояния.

Методология – это логика исследования, стратегия исследования.

Методика – это как бы тактика исследования. Она вырабатывается в рамках принятой на вооружение методологии. Методика представляет собой систему используемых в исследовании методов. Дело в том, что в исследовании можно применить несколько методов. Способ совмещения этих методов и представляет собой методику. (Например. Сначала мы проводим с вами сочинение на тему «Моя семья», а затем с кем-то из вас проводится глубинное интервью)

Метод – это форма проведения исследования. То ли это телефонный опрос, то ли это стандартизированное интервью, то ли это включенное наблюдение и так далее.

Инструментарий исследования – это набор приспособлений для проведения исследования именно эти методом. (Например, для метода стандартного интервью инструментом будет являться анкета, банк интервью; для метода наблюдения – карточка наблюдения и так далее)

Техника социологического исследования – это  организационные приемы для эффективного использования метода.  Так для проведения глубинного интервью рекомендуется спокойная, привычная респонденту обстановка.

Тема 1. Социологические исследования

Социологические исследования в зависимости от применяемой методологии может быть количественным или качественным. Что можно заключить на основании сравнения этих двух логик выстраивания социологического исследования?

И  тот и другой тип исследований схожи научными категориями, то есть и там и там мы сталкиваемся с употреблением таких понятий как концепции, гипотезы, измерительные процедуры, использование теоретического анализа данных. Обе стратегии предполагают научно-обобщенные формы представления данных. Проводя и качественное, и количественное исследование, необходимо, как говориться,  быть хорошо теоретически подкованным, знать основные социологические теории и свободно в них ориентироваться.   Выбор той или иной методологии должен быть сделан на основании  знания той и другой исследовательской традиции. 

В месте со сходствами есть и многочисленные различия.  Как вы сами видите порядок операций в качественном исследовании существенно отличается от порядка операций в количественном. Так в качественном исследовании гипотезы выдвигаются практически «на выходе», в конце исследования; концепции и понятия на начальном этапе формулируются в самом общем виде и становятся более определенными лишь в результате после полевого обобщения; измерительные инструменты разрабатываются по итогам полевого этапа.

В количественном исследовании гипотезы формируются в самом начеле и затем все исследование посвящено их проверке.

В качественном исследовании форма представлен данных и их подача носят описательный характер, а это предполагает готовность и умение работать с пространными текстовыми материалами (тексты интервью, тексты наблюдения, письма, дневники, сочинения, литература).

В количественном исследовании данные получают в формализированном

Похожие материалы

Информация о работе