Металлические пролетные строения. Стальные балочные пролётные строения со сквозными фермами. Стальные мосты больших пролетов

Страницы работы

88 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

                                   ТЕМА №10 (стр. 262- 357)

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПРОЛЕТНЫЕ СТРОЕНИЯ

ЗАНЯТИЕ №1

1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРОЛЕТНЫХ 

                                                               СТРОЕНИЙ

Металлическими мостами считаются мосты, имеющие металлические пролетные строения. Опоры таких мостов бывают, как правило, бетонными, реже — железобетонными; старые мосты имеют опоры из каменной кладки. В редких случаях опоры могут быть металлическими (виадуки, путепроводы).

Достоинствами металлических мостов являются возможность максимальной индустриализации изготовления (поточное изготовление элементов на заводах) и скоростного монтажа из готовых элементов, в том числе укрупненными блоками, а также снижение транспортных расходов, отсутствие работ по омоноличиванию на стройплощадках и значительная простота восстановления по сравнению с железобетонными мостами.

Эти преимущества в сочетании с высокой удельной прочностью металлов (высокой прочностью при малом весе металлических конструкций) определили область применения металлических мостов: это, как правило, большие и средние пролеты преимущественно под железную дорогу. На автомобильных дорогах и в городах металлические мосты также получили большое распространение благодаря легкости конструктивных форм и своим архитектурным достоинствам.

По статической схеме металлические мосты разделяются на балочные, рамные, арочные, висячие, вантовые и комбинированных систем.

Балочные мосты могут быть с шарнирным опиранием на две опоры (разрезные), а также неразрезные и консольные. Разрезные пролетные строения с ездой поверху под железную дорогу применяются пролетами от 23 до 66 м с ездой на деревянных поперечинах, по железобетонной плите без балласта и с железобетонной плитой балластного корыта, включенной в работу балок.

Рамные металлические мосты строили в прошлом как путепроводы малых пролетов (через станционные пути). Теперь все малые путепроводы строят полностью из железобетона, а стальные рамы применяют для автодорожных виадуков больших пролетов.

Арочные металлические мосты пролетами от 70 до 500 м строят, как правило, двухшарнирными; бывают мосты со сплошными и со сквозными арками.

Висячие и вантовые мосты под железную дорогу почти не применяют вследствие большой деформативности. Они строятся преимущественно в городах и достигают пролетов 350 м (вантовые) и 1500 м (висячие).

Мосты комбинированных систем (фермы с жестким нижним поясом, гибкие арки с балкой жесткости и т. п.) выполняют из металла в случае явного экономического преимущества перед железобетонными   (как правило, при пролетах, превышающих                       100 — 120 м).

К особым системам относятся разводные мосты, строящиеся только металлическими в больших городах и в устьях крупных рек, куда заходят морские суда с большим подмостовым габаритом (до 40 м), если по экономическим или архитектурным соображениям устройство неподвижного моста с высокими насыпями нецелесообразно.

По уровню езды металлические мосты бывают с ездой понизу, поверху и посередине. По назначению они разделяются на железнодорожные, автодорожные, городские, под совмещенную езду и пешеходные. В последнее время начали строить мосты под трубопроводы для нефти и газа.

По виду соединений металлические мосты бывают клепаными, сварными, а также со сварными элементами, соединяемыми в узлах на заклепках (клепано-сварные) и на высокопрочных фрикционных болтах (болто-сварные).

По конструкции металлические пролетные строения бывают со сквозными (решетчатыми) фермами и со сплошными фермами (балками). Первые применяются для железнодорожных мостов с ездой понизу при пролетах более 33 м, вторые — с ездой поверху при пролетах о. 23 м и под автодорогу при пролетах более 42 м. Металлические пролетные строения имеют в своем составе в качестве основной несущей конструкции главные балки (рис. 209) или главные фермы (рис. 210), проезжую часть, связи и опорные части.

При езде поверху проезжая часть, представляющая собой балочную клетку из про-дольных и поперечных балок,  может отсутствовать. В таких сооружениях мостовое полотно железнодорожных мостов или железобетонная плита проезжей части автодорожных мостов могут непосредственно опираться на главные балки.

Главные балки имеют двутавровое или коробчатое сечение и состоят из вертикальных листов (стенок), усиленных ребрами жесткости, и горизонтальных листов (поясов). В коробчатых балках пояса состоят из листа, усиленного ортогональными

Похожие материалы

Информация о работе