«Мы никогда не сможем изменить направление ветра. Но в нашей власти поставить нужные паруса. Компании, которые так поступают и делают это быстро, будут самыми преуспевающими в этом мире будущего.»
Роберто Гойзуэто.
3.1 Существующая система бюджетирования
Чтобы управлять деньгами, нужно точно знать, какой вид деятельности обеспечивает положительный денежный поток, где деньги уходят сквозь пальцы или лежат под ногами, не участвуя в обеспечении его жизнедеятельности. Руководитель всегда должен быть в состоянии ответить на вопрос, сколько денег у него будет завтра, через месяц, через полгода. Отсутствие точного и систематического знания о своих финансах оборачивается для российских предприятий большими потерями. Они могут составлять до 20% от доходной части бюджета.
Процесс бюджетирования применяется на предприятиях в качестве:
· Метода планирования использования ресурсов компании с точки зрения потенциальных рыночных возможностей;
· Регулярного и систематического средства деятельности компании по прогнозированию;
· Средства контроля деятельности различных групп внутри компании;
· Средства мотивации персонала компании для достижения уровней производительности, согласованных и установленных для них;
· Средства связи желаний и стремлений высшего руководства с другими заинтересованными группами внутри компании.
Важнейшим элементом обеспечения устойчивой производственной деятельности является система планирования, которая должна состоять из:
· Систем бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия;
· Системы консолидированного (сводного) бюджетного планирования деятельности предприятия.
Система бюджетирования на ОАО «КЭМЗ» организованна таким образом, чтобы на последнем этапе руководство получало три основные бюджетные формы:
· бюджет доходов и расходов (по статьям затарат и в структуре предприятия);
· бюджет движения финансовых ресурсов;
· прогнозный баланс.
Бюджетом доходов и расходов определяется экономическая эффективность предприятия, в бюджете движения денежных средств непосредственно планируют финансовые потоки, а прогнозный баланс отражает экономический потенциал и финансовое состояние предприятия. Что при отсутствии хотя бы одного из трех бюджетов картина планирования будет неполной.
Бюджет доходов и расходов (табл.3.17) – план деятельности предприятия на установленный бюджетный период, выраженный в плановых показателях, охватывающих все направления и сегменты бизнеса предприятия и его структурных подразделений, формируется по начислению.
Таблица 3.17
Бюджет доходов и расходов
по состоянию на ,тыс.руб.
№ ст. |
Статьи |
План |
Факт |
% вып-я |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. |
Доходная часть |
|||
10 |
Выручка от реализации по моменту отгрузки (план продаж), всего |
|||
10.1. |
Спецпродукция |
|||
10.2. |
Гражданская продукция |
|||
10.3. |
ТНП |
|||
10.4. |
Прочая товарная продукция |
Продолжение табл.3.17
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Товарный выпуск в действующих ценах |
|||||
в т.ч. |
|||||
- спецпродукция |
|||||
из нее |
|||||
- продукция Минатома |
|||||
- Приборостроение |
|||||
- гражданская продукция |
|||||
- ТНП |
|||||
- прочая товарная продукция |
|||||
20 |
Выручка от реализации продукции КОП и Т |
||||
30 |
Выручка от реализации продукции ПСХ |
||||
40 |
Выручка от реализации оборудования и материальных ценностей |
||||
50 |
Выручка от реализации отходов |
||||
60 |
Выручка от аренды |
||||
70 |
Выручка от услуг связи |
||||
80 |
Выручка от объектов социальной сферы, всего |
||||
80.1. |
- общежития |
||||
80.2. |
- оздоровительный лагерь |
||||
80.3. |
- профилакторий |
||||
80.4. |
-база отдыха "Ландыш" |
||||
80.5. |
- жилфонд ПСХ |
||||
90. |
Поступления из федерального бюджета, всего |
||||
90.1 |
- на моб. подготовку |
||||
90.2 |
- на реформирование и развитие ОПК |
||||
90.4 |
- на НИОКР |
||||
110 |
Выручка от прочих работ и услуг населению |
||||
II. |
Расходная часть |
||||
Затраты на производство и реализацию продукции |
|||||
120 |
Сырье и материалы (приобретение) |
||||
130 |
Покупной инструмент (приобретение) |
||||
140 |
Фонд оплаты труда в составе затрат |
||||
Фонд оплаты труда, всего |
|
|
|
||
150 |
Единый социальный налог |
||||
160 |
Амортизация ОПФ |
||||
170 |
Лизинговые платежи |
||||
180 |
Электроэнергия покупная |
||||
190 |
Топливо (газ, мазут, продукты нефтепер-ки) |
||||
200 |
Конструкторское сопровождение |
||||
210 |
Транспортно-заготовительные расходы |
||||
230 |
Коммерческие расходы |
||||
Продолжение табл.3.17
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
240 |
Расходы по связи |
||||
260 |
Услуги сторонних организаций по ремонту основных фондов (подряд) |
||||
270 |
Подготовка кадров |
||||
280 |
Прочие расходы, всего |
||||
280.1 |
- представительские расходы |
||||
280.2 |
- командировочные расходы |
||||
280.3 |
- спец. литература и периодические издания |
||||
280.4 |
- рационализация |
||||
280.5 |
- лицензии, патенты, сертификаты и платежи по ним |
||||
280.6 |
- услуги сторонних организаций по заключенным договорам |
||||
290 |
Налоги и сборы в составе затрат, всего |
||||
290.1 |
- налог на пользователей автодорог |
||||
290.2 |
- налог с владельцев автотранспортных средств |
||||
290.3 |
- налог за загрязнение окружающей среды |
||||
290.4 |
- плата за пользование водными объектами |
||||
290.5 |
- арендная плата за земли города |
||||
300 |
Расходы по договорам на НИОКР (финансирование из ФБ) |
||||
Расходы из прибыли |
|||||
301 |
Погашение долгов по кредитам |
||||
310 |
Проценты за кредит |
||||
320 |
Налоги и сборы из прибыли, всего |
||||
320.1. |
- налог на имущество |
||||
320.2. |
- сбор за содержание милиции |
||||
320.3. |
- сбор на благоустройство и социально-экономическое развитие территорий |
||||
320.4. |
- налог на прибыль |
||||
320.5. |
- налог на землю непромышленного назначения |
||||
320.6. |
- вмененный налог |
||||
320.7. |
- налог за загрязнение окружающей среды (сверх нормы) |
||||
330 |
Договора и работы по НИОКР за счет прибыли |
||||
340 |
Выплата премий из прибыли (ФМП) |
||||
340.1. |
- единоврем. .премир.за вып.особо важ. заданий |
||||
340.2. |
- оказание материальной помощи |
||||
340.3. |
- единый социальный налог |
||||
340.4. |
- прочие расходы |
||||
350 |
Расход социальной сферы за счет прибыли (ФСР) |
||||
350.1. |
- ДК "Родина" |
||||
350.2. |
- спортивный комплекс |
||||
350.3. |
- профилакторий |
||||
Продолжение табл.3.17
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
350.4. |
- общежития |
||||
350.5. |
- оздоровительный лагерь |
||||
350.6. |
- спортивно-технический клуб |
||||
350.7. |
- дельтапланерный клуб |
||||
350.8. |
- база отдыха "Ландыш" |
||||
350.9. |
- жилфонд ПСХ |
||||
350.10 |
- здравпункт |
||||
350.11 |
- газета "Машиностроитель" |
||||
350.12 |
- охотохозяйство |
||||
350.13 |
- услуги стоматологии |
||||
350.14 |
- служба быта |
||||
350.15 |
- содержание транспорта профкома |
||||
350.16 |
- работы соц.-быт.характера |
||||
350.17 |
- прочие расходы |
||||
360 |
Резервный фонд |
||||
370 |
Средства в распоряжение собственников |
||||
380 |
Содержание КОП и Т |
||||
390 |
Содержание ПСХ |
||||
Дефицит (-), профицит (+), тыс. руб. |
|||||
Дефицит (-), профицит (+), % |
|||||
Финансовый бюджет (табл.3.18) – план движения денежных средств (поступлений и платежей), а также текущих обязательств предприятия на бюджетный период. Составляется на основе проектов бюджета доходов и расходов и инвестиционного бюджета.
Бюджет движения денежных средств характеризует поступления и платежи в течение бюджетного периода. Надежность прогноза потока денежных средств в значительной степени зависит от достоверности прогноза бюджета реализации. Фактическое исполнение бюджета денежных средств помогает поддерживать баланс денежных средств в соответствии с реальными потребностями, не допуская как избыток, так и недостаток денежных средств.
по состоянию на
тыс.руб.
№ ст. |
Статьи |
План |
Факт |
% вып-я |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Доходная часть |
||||||
10 |
Остаток средств на р/сч. |
|||||
20 |
Поступление средств |
|||||
20.1 |
Поступления от продажи продукции |
|||||
20.1.1 |
дебиторская задолженность |
|||||
20.1.2 |
отгрузка текущего года |
|||||
20.2 |
Поступления от продажи прочей продукции |
|||||
20.3 |
Поступления от продажи продукции ПСХ |
|||||
20.4 |
Поступления от аренды |
|||||
20.5 |
Поступления от услуг связи |
|||||
20.6 |
Поступления от реализации отходов |
|||||
20.7 |
Поступления от реализации ТМЦ и оборудования |
|||||
20.8 |
Поступления из Федерального бюджета |
|||||
20.9 |
Поступления от прочих работ и услуг населению |
|||||
20.10 |
Авансовые платежи |
|||||
20.11 |
Прочие поступления |
|||||
30 |
Заемные средства |
|||||
Всего поступлений: |
||||||
Расходная часть |
||||||
40 |
Сырье, материалы и комплектующие |
|||||
40.1 |
отдел металлов |
|||||
40.2 |
отдел снабжения |
|||||
40.3 |
инструментальное производство |
|||||
40.4 |
отдел механика |
|||||
40.5 |
отдел энергетика |
|||||
40.6 |
бюро МТО |
|||||
40.7 |
импортные материалы |
|||||
40.8 |
отдел внешней комплектации |
|||||
40.9 |
отдел информационных технологий |
|||||
50 |
Работы и услуги производственного характера |
|||||
50.1 |
услуги связи |
|||||
Продолжение табл.3.18
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
50.2 |
транспортный цех (ГСМ + ж/д) |
|||
50.3 |
капитальный ремонт (РСО) |
|||
50.4 |
коммерческие расходы (ОВЭД) |
|||
50.5 |
таможня (КИМ) |
|||
50.6 |
работы выполненные СКБ ПА |
|||
50.7 |
работы выполненные "Азимут" |
|||
50.8 |
работы выполненные ОГЭ |
|||
50.9 |
работы выполненные ОГМех |
|||
50.10 |
работы выполненные транспортным цехом |
|||
50.11 |
электроэнергия |
|||
50.12 |
газ |
|||
50.12 |
вода |
|||
60 |
Заработная плата и приравненные к ней платежи |
|||
70 |
Платежи в бюджет и внебюджетные фонды |
|||
70.1 |
Платежи в бюджет |
|||
70.1.1 |
федеральный бюджет |
|||
70.1.2 |
областной бюджет |
|||
70.1.3 |
местный бюджет |
|||
70.1.4 |
территориальный дорожный фонд |
|||
70.1.5 |
федеральный дорожный фонд |
|||
70.1.6 |
прочие налоги |
|||
70.2 |
Платежи во внебюджетные фонды |
|||
70.2.1 |
пенсионный фонд |
|||
70.2.2 |
фонд обязательного медстрахования |
|||
70.2.3 |
фонд социального страхования |
|||
80 |
Фонд НИР и ОКР |
|||
90 |
Капитальные вложения (приобретение оборуд) |
|||
90.1 |
ОГМех |
|||
90.2 |
ОГЭ |
|||
90.3 |
ОИТ |
|||
90.4 |
транспортный цех |
|||
90.5 |
лизинговые платежи |
|||
100 |
Перечисления на содержание объектов соцкультсферы |
|||
110 |
Прочие производственные расходы |
|||
110.1 |
оплата по договорам ОГБух |
Продолжение табл.3.18
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
110.2 |
оплата по договорам ОГМетр |
||||
110.3 |
оплата по договорам ОГМет |
||||
110.4 |
оплата по договорам отд.93 |
||||
110.5 |
оплата за получение лицензий |
||||
120 |
Прочие непроизводственные расходы |
||||
120.1 |
благотворительность |
||||
120.2 |
профком |
||||
120.3 |
услуги банков |
||||
130 |
Погашение кредиторской задолженности |
||||
140 |
Погашение краткосрочных ссуд |
||||
150 |
Погашение процентов по ссудам |
||||
160 |
Прочие расходы |
||||
Итого расходов: |
|||||
Результат |
|||||
Прогнозный баланс – является результирующим бюджетом, формируется на основе бюджета доходов и расходов и бюджета движения денежных средств. Заполняется в форме бухгалтерского баланса.
Бюджеты структурных подразделений. Этот блок бюджетной системы ОАО «КЭМЗ» представляет собой, с одной стороны, уменьшенный вариант бюджетной системы предприятия, а, с другой - инструмент управления всеми организационными единицами через набор количественных показателей, отражающих результаты их хозяйственной деятельности. Он объединяет комплекс бюджетов и выходных форм (отчетов):
· Хозяйственные бюджеты подразделений;
· Исполнение бюджетов;
· Консолидированный бюджет предприятия в структуре
Хозяйственный бюджет подразделения (табл.3.19) определяет доходы и расходы организационных единиц на бюджетный
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.