Роль планирования в системе рыночных отношений. План производства и реализации продукции. Нормы и нормативы. Основы долгосрочного планирования в деятельности предприятия. Стратегическое развитие и планирование предприятия

Страницы работы

67 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Планирование на предприятие.

Тема 1. Вводная.

1 вопрос – роль планирования в системе рыночных отношений.

2 вопрос – сущность и задачи планирования на предприятии.

3 вопрос – функции и принципы планирования.

1 вопрос – роль планирования в системе рыночных отношений.

В рыночной системе реальный сектор экономики, в частности предприятие занимает центральное место.

Исходя из основных условий формирования рынка в целях обеспечения эффективной деятельности, предприятие должно заниматься планированием.

Планирование обосновывается также наличием как внутренних факторов и внешних, влияющих на деятельность предприятия.

Чтобы обеспечить эффективность предприятия необходимо оптимально использовать все виды ресурсов:

·  Материальные;

·  Трудовые;

·  Финансовые.

С тем, чтобы получить максимальный результат – прибыль.

В рыночных отношениях регулирующими условиями для формирования различных видов планов в условиях предприятия должны быть:

·  Налоги;

·  Законы;

·  Нормы;

·  Региональные нормативные акты.

Посредством государственных заказов, программ распределения средств государственного бюджета, налоговой политики, установления льгот, особых условий деятельности, преференций, государственных цен на отдельные виды товаров, установление платежей за используемые ресурсы государственные органы обладают возможностями ориентировать планирование в соответствии с государственными интересами.

Планирование – центральная функция процесса управления.

Процесс управления:

       Прогноз  Планирование Организация     Учет       Координирование   Принятие

Контроль                                     решений

                                                                                                                                          

                                 

В западных странах с развитой рыночной экономикой методы государственного планирования достаточно хорошо разработаны. Государство устанавливает рыночные и политические приоритеты исходя из анализа состояния мирового рынка. Эти приоритеты играют ведущую роль в планирование рыночного спроса.

Вместо жесткого централизованного планирования здесь применяется индикативное (ориентирующее) планирование.

Пример:

В Японии стратегию развития экономики определяют министерство финансов, торговли и промышленности.

На основе изучения спроса и предложения, конкуренции строятся прогнозы и выдаются рекомендации:

·  По динамике спроса на отдельные виды изделий;

·  По уровню использования производственных мощностей;

·  По состоянию техники и технологии;

·  По условиям конкуренции;

·  Выдаются данные пофакторного анализа сырья.

Опираясь на эти рекомендации фирмы, корпорации разрабатывают свои планы.

План представляет собой документ, имеющий директивную силу, в котором в форме задания показателей отражены основные цели, задачи экономической и социальной политики предприятия, достижения нового качества экономического роста.

План в отличие от прогноза несет в себе конкретность и определенность всех решений.

2 вопрос – сущность и задачи планирования на предприятии.

Разрабатывая план, предприятия предусматривают исходя из своих целей и задач:

1.  какую продукцию нужно производить и сколько;

2.  сколько и каких ресурсов нужно для этого;

3.  какую технологию производства необходимо использовать;

4.  каковы требования к организации сбыта продукции;

5.  кто будет потреблять произведенную продукцию, по каким ценам;

6.  как предприятие может приспособиться к рынку, и каким образом оно будет реагировать на изменение рыночной ситуации.

Задачи:

1.  предвидение вероятных рыночных тенденций и соответствующая им корректировка производственной программы;

2.  целенаправленное повышение контролируемой предприятием доли рынка;

3.  выпуск продукции более высокого качества, конкурентоспособность продукции;

4.  применение более эффективных технологий, оборудования;

5.  материальное и моральное стимулирование трудового коллектива, повышение его заинтересованности в деятельности предприятия;

6.  адаптация планирования к рыночным условиям, совершенствование методологии планирования, показателей, методов, принципов планирования.

Процесс планирования – включает в себя осуществление следующих видов работ:

1.  определение конечных, промежуточных целей;

2.  определение задач, решение которых необходимо для достижения целей;

3.  средства и способы решения;

4.  определение требуемых ресурсов, их источников и способы распределения.

Процесс планирования включает следующие основные понятия:

1.  объект планирования;

2.  фон планирования;

3.  входная информация – о прошлом (ретроспекция);

4.  выходная информация – о будущем (перспектива);

5.  горизонт планирования – самая дальняя точка (времени) в будущем;

6.  горизонт ретроспекции – самая дальняя точка (времени) в прошлом

Похожие материалы

Информация о работе