АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭКСПОРТНЫХ УСЛУГ
Разработкой методологических вопросов в области статистики услуг занимались многие международные организации (ООН, МВФ, ЕЭС и др.)[1]. Торговля услугами отличается от торговли другими товарами тем, что последние могут быть физически перемещены через границу и проходят таможенную обработку[2], поскольку «...товар имеет материальную форму, может быть выражен в физических единицах (штука, метр, килограмм и т.д.)...»[3]. Вместе с тем, к услугам данные критерии неприменимы, т.е. услуги являются товаром, который (в силу своей специфики) не проходит таможенный контроль и не может быть оформлен грузовой таможенной декларацией2.
Длительное время единственным актом[4], определяющим понятие «услуги», был Закон Республики Беларусь от 29 декабря 1998 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»[5] (далее – Закон от 29 декабря 1998 г.). Согласно ст. 1 данного акта, услуги – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц на основе договорных отношений между производителем и потребителем услуг, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых отношений. Несмотря на то что это понятие лишено многих критериев, указывающих на внешний (экспортный) характер отношений сторон, его применение в этой области, на наш взгляд, можно было рассматривать только в контексте понятия «экспорт», установленного данной статьей. В соответствии с Законом от 29 декабря 1998 г. экспорт представляет собой «...вывоз с таможенной территории Республики Беларусь за границу с целью постоянного размещения за ее пределами... услуг... на основании возмездных гражданско-правовых сделок. Факт экспорта фиксируется в момент... получения услуг...».
Таким образом, в трактовке Закона от 29 декабря 1998 г., экспорт услуг – это вывоз с таможенной территории Беларуси за границу деятельности (т.е. услуг), основанной на возмездном гражданско-правовом договоре. Причем факт этой деятельности фиксировался в момент получения ее потребителем.
Однако, на наш взгляд, данное определение не может быть применимо в области внешней торговли услугами. Если «услуги» – это деятельность, то как можно ее (деятельность) вывезти за границу? Полагаем, деятельность (услуги) – процесс, состоящий из ряда последовательных стадий (операций). Думается, что пересечь границу может производитель, потребитель или другие лица, имеющие определенный интерес в отношении предоставляемых услуг, но не сам процесс или отдельная операция. Пересечь границу могут результаты деятельности, а не сама деятельность. Но в этом случае речь будет идти уже о работах: одно из основных отличий услуг от работ состоит в том, что работы имеют результат[6], подтверждаемый, например, актом приемки. Кроме того, в пунктах пропуска через таможенную границу, полагаем, можно контролировать выполнение одной или нескольких операций, предоставляемых заказчику, в отношении лишь немногочисленного перечня услуг (например, перевозок автомобильным транспортом).
Таким образом, существенным недостатком определения понятий «услуги», «экспорт», данных Законом от 29 декабря 1998 г., является то, что каждым из указанных определений не предусмотрено критерия, определяющего отличие «внутренних» и «внешних» услуг.
Несмотря на то что Закон от 29 декабря 1998 г. утратил силу, данная проблема (разграничения «внутренних» и «внешних» услуг), полагаем, присутствует в понятийном аппарате ряда нормативных правовых актов Республики Беларусь, регламентирующих экспортные отношения. Например, ст. 1 Закона от 6 января 1998 г. «Об экспортном контроле»[7] предусматривает, что «...экспорт – вывоз объектов экспортного контроля для постоянного размещения за пределами таможенной территории Республики Беларусь; ...ввоз и вывоз – фактическое перемещение объектов экспортного контроля через таможенную границу Республики Беларусь...». «Под объектами экспортного контроля... понимаются: товары, технологии и услуги...» (ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об экспортном контроле»).
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 21 июля 2001 г. «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»[8], экспорт услуг автомобильного транспорта – международные перевозки, выполняемые автомобильными перевозчиками, зарегистрированными в Республике Беларусь. Международные автомобильные перевозки – это «...перевозки, выполняемые между пунктами, расположенными на территории разных государств» (ст. 6)3. Следовательно, для правовой категории «экспортные услуги автомобильного транспорта» законодатель предусмотрел два критерия: 1) одной из сторон является резидент – автомобильный перевозчик, зарегистрированный в Республике Беларусь; 2) предоставляемая услуга «пересекает» границы нескольких государств.
Как отмечает В.А. Витушко, «при автомобильных групповых туристических поездках
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.