Экскурсия по изучению растений луговых фитоценозов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Цветки для наблюдений должны быть свежие; степень зрелости пыльников определяется по высыпанию из них пыльцы, а степень зрелости пестика – по состоянию рыльца (увеличение долей рыльца, появление сосочковидных клеток на поверхности рыльца). Для изучения берется не менее 10 цветков каждого вида.

Тема 15. Строение семязачатка и пыльника покрытосеменного растения луга.

Для выполнения работынадо иметь живые цветки, лучше культурных растений или крупноцветковых представителей луга – тюльпаны, ирисы, колокольчики.

Семязачатки, или семяпочки, у покрытосеменных растений развиваются в завязи пестика. Участок плодолистика, несущий на себе семязачаток, называется плацентой. Число плацент и их размещение в завязи – плацентация – бывают различными. Семязачаток имеет один или два покрова (интегумента) и нуцеллус, внутри которого образуется мегаспора, прорастающая затем в зародышевый мешок (его считают гомологом женского заростка). Для покрытосеменных наиболее типичен восьмиядерный зародышевый мешок, его ядра образуются в результате трех последовательных делений гаплоидного ядра мегаспоры и размещаются специфическим образом. Два ядра, сливаясь, образуют вторичное ядро зародышевого мешка, аостальные – яйцевой аппарат (яйцеклетка и две синергиды) и антиподы.

Пыльники тычинок покрытосеменных растений гомологичны микроспорангиям, а пыльцевые зерна, представляют собой микроспоры с развивающимся мужским заростком. Для покрытосеменных характерно многослойное строение стенки пыльника, включающее слой особых клеток, лежащий под эпидермисом, с неравномерно утолщенными оболочками – эндотеций, или фиброзный слой, который обусловливает вскрывание пыльника. Гнезда пыльника выстланы тапетумом.

Выполнять экспериментальную работу необходимо по следующему плану:

– рассмотреть под лупой и отпрепарировать завязь изучаемого цветка; установить число плодолистиков, наличие или отсутствие перегородок, размещение плацент;

– сделать поперечный срез завязи, схематично зарисовать, указать тип гинецея, характер плацентации, форму семязачатков;

– на препарате рассмотреть продольный разрез через завязь и зародышевый мешок, зарисовать и указать все части семязачатка;

– изучить внешнее строение пыльника, характер прикрепления пыльцевых мешков к связнику, форму пыльцевых гнезд;

– зарисовать под микроскопом поперечный срез через пыльники тычинки; обратить внимание на строение стенки пыльника, форму клеток   эндотелия,   строение   пыльцевых   зерен;

– раздавить незрелый пыльник на предметном стекле, иглой убрать остатки стенки пыльника и рассмотреть содержимое под микроскопом в капле воды; найти тетрады и материнские клетки формирующихся микроспор;

– изучить под микроскопом зрелую пыльцу, обратить внимание на форму зерен, наличие и расположение пор, структуру экзины.

Проиллюстрируйте работу схематическими зарисовками.

Тема 16. Хозяйственно ценные растения лугового фитоценоза, их биологическая характеристика.

На участке луга, после его общего изучения и описания, выявите хозяйственно ценные виды растений – кормовые, лекарственные, декоративные и т.д. Проведите их морфобиологическое описание. Описание проиллюстрируйте рисунками и гербарием.

Тема 17. Способы распространения плодов и семян у растений луга.

Познакомьтесь с различными приспособлениями у растений лугового фитоценоза к распространению плодов и семян. Работе можно придать более общий характер, описав основные группы анемохорных, зоохорных и других растений, рассмотрев приспособления их плодов и семян на нескольких примерах. Можно детально изучить одну из групп (например, приспособления семянок астровых) или проанализировать конкретное травянистое сообщество по присутствию в нем растений с разными способами распространения плодов и семян. Смонтируйте гербарий.

Тема 18. Продуктивность семян и интенсивность семенного возобновления у конкретного (конкретных) растения луга (например, виды василька, ромашки, одуванчика, клоповника).

Можно изучить семенное возобновление растений, составляющих конкретный фитоценоз, либо сосредоточить внимание на отдельных видах луговой флоры. Необходимо определить: 1) среднюю плотность расселения конкретного вида, то есть количество индивидуумов, растущих на единице поверхности (1 м2). Для этого нужно выбрать место, где растения располагаются густо, средне по густоте и очень редко, и сделать подсчет. По результатам подсчета выводится средняя величина. 2) среднее количество семян отдельного растения. С этой целью выбрать не менее трех растений, которые имеют различное (заметное для глаза) количество семян, то есть наибольшее, среднее и наименьшее. Провести подсчет.

Полученные данные наглядно покажут прогрессию размножения растений

Похожие материалы

Информация о работе