Воздействие шума на каждого человека сложно и неоднозначно. Объективными критериями считается уровень (интенсивность) и высота звуков, составляющих шум, а также продолжительность его воздействия.
Отдых и сон считаются полноценными, когда шум не превышает 25-35 дБ. На шумных предприятиях некоторые категории людей работают при шуме до 70 дБ. В учреждениях и на предприятиях шум достигает 40-60 дБ. Кратковременно допустим шум в 80 дБ. Более сильный шум вреден. Болевой порог лежит обычно в пределах 120-130 дБ, за которым возможно непосредственное повреждение слухового аппарата.
Продолжительность шумового воздействия, особенно повышенной интенсивности, оказывает вредное влияние на функции слухового аппарата и общее здоровье человека.
Основными источниками внешнего шума является транспорт, а также некоторые виды производства и строительство. В городах, на магистралях, на станциях, в портах, на аэродромах внешний шум создают главным образом транспортные средства.
Установлено, что интенсивность шума (в дБ) составляет:
легкового автомобиля |
70-80 |
автобуса |
80-85 |
грузового автомобиля |
80-90 |
мотоцикла |
90-95 |
поезда метро |
90-95 |
обычного поезда |
95-100 |
самолета на взлете |
110-130 |
Указанные цифры характеризуют усредненный уровень шума. В зависимости от типа двигателей, скорости движения, режима работы, технического состояния средства и ряда других факторов интенсивность шума может существенно колебаться.
Таким образом, транспортные средства являются источниками, прежде всего шумов, беспокоящих всех людей, находящихся в пределах их досягаемости.
Суммарный шум от больших транспортных потоков достигает высокого уровня (90-95 дБ) и стоит на магистралях почти круглосуточно.
В нашей стране по нормам Минздрава РБ для сна и отдыха шум не должен превышать 25 дБ ночью и 35 дБ днем. На предприятиях нормы интенсивности шума колеблются в пределах 40-70 дБ в зависимости от специфики процессов производства.
Наиболее доступны и желательны во многих других отношениях ограждения жилых кварталов от чрезмерных транспортных шумов шумозащитными лесными полосами. Посадка вдоль деятельных шумных магистралей густых деревьев и кустарников, а в отдельных случаях сооружение антишумовых экранов может значительно ослабить шум в жилых домах.
Уже стало правилом для проектных и строительных организаций городов учитывать при возведении всех городских сооружений проблему защиты людей от чрезмерного шума. В этом отношении выработан ряд типовых доступно эффективных решений. Так, при планировке жилых улиц стремятся как можно дальше отодвинуть жилые дома от наиболее загруженных транспортных магистралей. При недостатке площадей ближе к оси улицы ставят магазины и др. Эти сооружения играют роль некоторых экранов по отношению к жилым домам, образуя звуковую тень.
6.2.3 Обеспечение норм шума в жилом массиве
В соответствии с [ ] уровень шума в жилых массивах должен составлять: днем – не более 60 дБ, ночью – 50 дБ, в жилых домах - соответственно 35 и 25 дБ.
Проектируемое здание находится на расстоянии 95 м от оживленной магистрали (см. рисунок 6.1)
Рисунок 6.1 – Схема расположения проектируемого дома от автомагистрали
Снижение уровня шума У в городских условиях вычисляют по формуле
;
где – уровень шума на расстоянии 7 м от источника, дБ;
– снижение шума в результате сферического характера распространения волн в атмосфере, дБ;
– снижение шума под влиянием поверхности земли, дБ;
– снижение шума под влиянием зеленых насаждений, дБ;
– снижение шума экранирующими устройствами, дБ;
,
N – интенсивность движения транспорта, N = 500 авт./час;
– сумма поправок, учитывающая отклонения условий от типичных;
;
– правка на соотношение общественного и тяжелого грузового транспорта в потоке, ;
– поправка на отклонение скорости движения ;
– поправка на уклон дороги, ;
– при наличии общественного транспорта по оси улицы, .
;
– расчетное расстояние, м;
дБ;
– коэффициент поглощения шума, для асфальта – 0,9; газона – 1,1.
дБ;
– коэффициент снижения звуковой энергии зелеными насаждениями, ;
Тогда
дБ;
дБ.
Что не превышает нормируемого уровня шума для жилых зданий
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.