Рис. 19. Проволочный тензометр сопротивления с остроконечными местами перегиба
Для уменьшения влияния поперечной деформации на показания датчика он иногда изготавливается следующим способом.
На цилиндрический стержень 1 (рис., 19 а), покрытый слоем рисовой бумаги 2, наматывается проволока 3. После приклейки проволоки и просушки бумага с наклеенной на нее проволокой снимается со стержня и сплющивается (рис.19 , б) с предварительной промазкой клеем внутренних поверхностей бумаги. К концам проволоки, как и в обычном датчике, привариваются пли припаиваются выводные медные полоски. После этого датчик с двух сторон заклеивается тонкой рисовой бумажкой 5. Изготовленный таким способом датчик имеет остроконечные зигзаги и не реагирует на поперечные деформации.
Основной характеристикой датчика является его чувствительность , равная отношению относительного изменения омического сопротивления датчика к величине относительной деформации самого датчика, т.е. Для испытания статической нагрузкой применяются датчики с меньшей чувствительностью, сделанные из константановой проволоки, а при испытании конструкций под действием динамической нагрузки — с большей чувствительностью, изготовленные из нихромовой проволоки.
Датчики из константановой проволоки работают до некоторой деформации и за пределом упругости без большого изменения своих данных, что дает возможность вести наблюдения и в начале пластических деформаций.
Изготовленный проволочный датчик наклеивается на зачищенную поверхность исследуемого элемента конструкции. Нагрузка на конструкцию вызовет деформацию исследуемого элемента; такую же деформацию получит наклеенный на его поверхность датчик. В поперечном сечении проволоки датчика возникнет нормальное напряжение за счет сцепления боковой поверхности проволоки с клеем, удерживающим проволоку в напряженном состоянии.
Рис. 20. Схема и техническое оформление мостика Уитсона
Прочное сцепление проволоки с клеем предохраняет ее от продольного изгиба при сжимающих напряжениях и от образования шейки при растягивающих напряжениях за пределом упругости.
Измерение деформации датчика производится с помощью мостика Уитстона (рис.20), который состоит из четырех плеч: АВ, ВС, CD и DА, имеющих сопротивления. По диагонали АС присоединена батарея 1, а по диагонали BD — высокочувствительный точный гальванометр 2.
В техническом оформлении схема мостика Уитстона изображена на рис.20. На исследуемом элементе наклеен активный датчик 1, который создает сопротивление ra в первом плече мостика; во втором плече мостика сопротивление RK создается компенсационным датчиком 2 одинакового омического сопротивления с активным датчиком. Компенсационный датчик наклеивается на какой-либо недеформируемый элемент конструкции или на какой-нибудь кусок из такого же материала, находящийся в одинаковых температурных условиях с активным датчиком.
Назначение компенсационного датчика 2 — уравновешивать сопротивления, возникающие в активном и компенсационном датчиках при равномерном изменении температуры во время эксперимента.
Сопротивления третьего и четвертого плеч R1 и R2 осуществляются реостатами.
Для измерения изменений омических сопротивлений при статических испытаниях пользуются «нулевым методом».
При деформации исследуемого элемента конструкции активный датчик изменит свое омическое сопротивление и мостик Уитстона будет разбалансирован, а стрелка гальванометра сойдет с нулевого деления.
Подбором новых сопротивлений в третьем и четвертом плечах можно опять сбалансировать мостик и привести стрелку гальванометра на нулевое деление шкалы.
Изменение сопротивлений в третьем и четвертом плечах мостика достигается реохордом, имеющим в третьем и четвертом плечах реостаты с постепенным изменением сопротивлений R1' и R2 и, кроме того, в третьем плече — добавочный ступенчатый реостат R1'' из десяти секций, каждая из которых по своему сопротивлению равна половине сопротивления основного реостата.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.