Информация к лабораторным занятиям №1,2
Аспекты теории речеобразования[1]
В обыденном представлении речь состоит из фраз, слов и звуков. При изучении законов речеобразования используются также такие составляющие как: морфема – часть слова, имеющая грамматическое или лексическое значение; синтагма – часть фразы длиной от одного и более слов. Последняя очень важна, поскольку из синтагм (в ней все звуки сливаются в единую последовательность) и пауз в самом общем представлении состоит речь.
Если подходить к речеобразованию с обратной стороны (от малых конструкций), то наименьшими звуковыми единицами являются фонемы, вариантами которых являются звуки. Например, в русских словах р и рь – фонемы (в словах кирка и корь), а их произношения, вызванные особенностями речевого тракта человека, – звуки. Причем, может показаться, что между буквами и фонемами существует связь, но в настоящее время она не установлена.
Число фонем в соотношении с числом букв в разных языках неодинаково. Они делятся на гласные и согласные. Первых в русском языке 6, а вторых 35. Всего 41. Согласные также подразделяются на звонкие и глухие. К тому же твердые и мягкие формы образуются своими фонемами.
Согласные звуки в целом делят на две группы:
1) сонорные (м, н, л, р в твердой и мягкой форме);
2) шумные (все остальные).
По способу образования выделяют следующие согласные звуки:
1) щелевые или фрикативные (ф, с, ш, х, в, з, ж);
2) аффрикаты (ц, ч);
3) взрывные или смычные (п, т, к, б, г, д);
4) носовые (м, н);
5) ротовые или текущие (р, л).
Неодинаковая частота использования фонем говорит о различной их информативности. Наиболее часто встречаемые гласные фонемы содержат значительно меньше информации. Основная их нагрузка заключается в перестройке участвующих в создании звуков органов для произношения согласных.
Устройство речевого тракта человека достаточно сложно и при исследованиях его принято представлять с помощью электрического аналога. Ток в такой цепи соответствует объемной скорости в речевом тракте
(1)
где
S – площадь поперечного сечения речевого тракта;
υ – скорость колебаний частиц среды в этом сечении тракта.
Причем напряжение, образующееся на выходе речевого тракта, соответствует звуковому давлению с учетом физиологических особенностей, характеризуемых входным сопротивлением zvx.
а) б) в)
Рисунок 1. Процессы в речевом тракте: а) спектр источника, б) частотная характеристика передающего тракта, в) спектр излучаемого звука
Прежде чем быть изданным, звук, образованный в гортани с голосовыми связками (источник) претерпевает изменения в соответствии с частотными характеристиками тракта как показано на рисунке 1. При этом образующиеся возле максимумов (рис. 1в) частотные компоненты определяют восприятие и распознавание звуков. Они называются формантами.
Необходимо отметить, что бытует ошибочное мнение о формировании звука голосовыми связками подобно струнам. На самом деле происходят не колебания связок, а изменения ими воздушного потока, который нагнетается или ослабляется. Получается периодический импульсный сигнал, который и определяет частотные характеристики источника; при этом формируемый спектр является дискретным (рис. 1а). Он состоит из основного тона
(2)
где T – период следования импульсов;
и более 40 гармоник.
Тракт передачи звуков от источника рассматривается как трубка с переменным сечением, которая с помощью изменения своих параметров воздействует на исходный воздушный поток. В виде электрической цепи он представляется как последовательная цепь Т-образных звеньев фильтра (рис. 2).
Рисунок 2. Электрическая модель участка речевого тракта
Параметры участка речевого тракта длины l в соответствии со схемой рис. 2 определяются следующими выражениями:
(3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.