Аспекты теории речеобразования. Принципы записи и воспроизведения звука моно- и стереосистем (Информация к лабораторным занятиям № 1,2), страница 3

Монозапись – простейший способ создания звукового файла. При ее записи используется один микрофон, а при воспроизведении – один источник. В таком случае, вне зависимости от количества и разнесения используемых динамиков, не удается передать акустическую панораму – пространственное расположение звука, которое способно различать человеческое ухо в зависимости от индивидуальных физиологических особенностей.

Поскольку ценители реалистичного звучания были очень недовольны звучанием монозаписи, этому способу пришел на смену формат стерео. Первые системы такого рода появились еще в эпоху аналогового звучания, в середине 20-го столетия. В них звук записывается несколькими пространственно разнесенными микрофонами, т.е., сигналы снимаются отдельно друг от друга. Особенно широкое применение этот способ получил при студийной  записи.

В простейшем случае ведется запись двух каналов; при этом используется следующее их наименование: правый (R - Right) и левый (L - Left). Отсюда стереозапись принято называть двухканальной. Воспроизведение таких композиции необходимо осуществлять через две колонки, каждая из которых возбуждается своим собственным потоком, передаваемыми отдельными элементами штекеров (см. рисунок 6).

Рисунок 6. Стандартные разъемы стерео

Двухканальная стереозапись, в отличие от моно, передает информацию о пространственном расположении звука, но, тем не менее, не позволяет создать высокореалистичную акустическую панораму, поскольку слушатель обычно находится перед колонками. Находясь в таком искусственном звуковом пространстве, человек ощущает ее недостаточность, выражающуюся в наличии только фронтальных составляющих. Поскольку отсутствуют волны с тыльной стороны, слушатель воспринимает панораму извне, а не изнутри. Также было замечено, что в полной мере стереоэффект двухканальных систем ощущается лишь в ограниченной зоне прослушивания.

Эти недостатки попытались преодолеть с помощью четырехканальных систем, которые представляют собой две фронтальные и две тыльные колонки, создающие ощущение полного погружения в звуковое пространство. Такие системы стали впервые появляться в 1970-ых годах, но не получили широкого распространения из-за громозкости и дороговизны.

К ним относятся получившие большую известность стереосистемы на основе разработанных фирмой Dolby Laborotories (USA) технологий “Dolby Stereo” и “Dolby Surround Sound”. Первая осуществляет запись необходимых четырех каналов в двух звуковых R- и L-дорожках для воспроизведения в кинотеатрах с помощью специального декодера, который восстанавливает каналы. Причем, сигнал может быть подан на обычное двухканальное оборудование и воспроизведен как двухканальный. Аппаратура, разработанная в соответствии со стандартом “Dolby Stereo”, работает до сих пор во многих развлекательных центрах.

Акустические системы “Dolby Surround Sound” так же получили мировое признание, но их ниша – домашние кинотеатры. Первая реализация такой аппаратуры содержала специальный декодер, который позволял выделять из обычного двухканального стерео третий канал – тыловой (S - Surround). Сейчас практикуется выделение еще и четвертого канала (C - Central) – центрального (“Dolby Surround Pro-Logic”). В таких DSS- и DPL-схемах C- и S-каналы “подмешиваются” в потоки R- и L-каналов, передаваясь прежним разъемом (рис. 6) аппаратуру воспроизведения. Ключевым моментом здесь является декодирующее устройство, которое, как необходимо отметить, существует в качестве отдельных приставок и может использоваться с соответствующими трех- и четырехканальными системами других производителей.

Многоканальные системы (больше 4 каналов) стали развиваться с повсеместной цифровизацией, в 1990-ых гг. Суть их заключается в еще более точной передаче акустической панорамы с помощью увеличения количества каналов. К таким системам относятся, например, достаточно известные шестиканальные “Digital Theater System”, “Dolby Digital AC-3” и “MPEG Multichannel”.


Комментарии по выполнению л/р в англоязычной SoundForgeProver.10

1) Изменение масштаба по временной оси: скрол мыши.

2) Изменение масштаба по амплитуде: Ctrl+скрол мыши.

3) Плавное увеличение/уменьшение уровня сигнала:

4) Сжатие/растяжение канального сигнала во временной области:

Здесь при использовании графического метода необходимо щелкать правой кнопкой на прямой с последующим выбором Fast Fade, Slow Fade и др. для замены ее на желаемую кривую.

5) Изменение высоты тона:

6) Создание эффекта многоголосия:



[1] По материалам работы Сапожкова М.А., Михайлова В.Г. “Вокодерная связь”. – М.: Радио и связь, 1983. – 248 с.