Величина коэффициента m при ежегодном росте интенсивности движения |
||||||||||||
1% |
2% |
3% |
4% |
5% |
6% |
7% |
8% |
9% |
10% |
11% |
12% |
|
8 10 15 20 |
1.08 1.11 1.16 1.22 |
1.17 1.22 1.35 1.49 |
1.27 1.34 1.56 1.49 |
1.37 1.48 1.80 2.19 |
1.48 1.63 2.08 2.65 |
1.59 1.79 2.40 3.21 |
1.72 1.97 2.76 3.87 |
1.85 2.16 3.17 4.66 |
1.98 2.36 3.17 4.66 |
1.98 2.36 3.64 5.60 |
2.14 2.59 4.18 6.73 |
2.48 3.11 5.47 9.65 |
Согласно технической категории и принятого типа покрытия расчет ведется на движение, которое ожидается к концу срока до очередного капитального ремонта. Этот срок принимается для дорог с покрытием усовершенствованно-облегченным – 10 лет .
Для рассматриваемого примера принимаем m20 = 3,87
m10 = 1,97
Согласно формулы (2) для рассматриваемого примера: Nсум.n. = 837/3,87*1,97 = 426,07 авт./сут.
Согласно инструкции [3] полученную суммарную интенсивность движения пересчитываем на одну полосу движения в зависимости от числа полос движения проезжей части:
- для однополосной (3)
- для двухполосной и трехполосной (4)
- для четырехполосной (5)
Автодорога IV технической категории имеет две полосы движения и поэтому
Nрасч. = 0,7*426,07 = 298,25 авт./сут
5) Определяют расчетную, приведенную к расчетному автомобилю, интенсивность движение по формуле:
(6), где
P1, P2, …, Pn – относительная часть автомобилей разных марок в общем составе движения, принимается в долях процента (согласно задания)
МАЗ 5165 – 0,05; УРАЛ 4320 – 0,15; ЗИЛ 133Г1 – 0,2 ;КАМАЗ 5511 – 0,2; МАЗ 503А – 0,2 ;Автобусы ЛАЗ 4202 – 0,1; легковые не учитываются
S1, S2, …, Sn – коэффициент приведения автомобилей разных марок к расчетному автомобилю (прил. 3 таблица 7.2)
Для рассматриваемого примера:
Nрасч,прив=298,25*(0,05*1+0,15*1,14+0,2*1,94+0,2*1+0,2*1+0,1*1)=330,33 а/с |
6) Минимальный модуль упругости принимают по табл.4 в зависимости от категории дороги , количества автомобилей па одну полосу движения и типа покрытия.
Таблица 4
Минимально допустимое значение модуля упругости
Категория дороги |
Количество расчетных автомобилей на одну полосу |
Покрытие (тип) |
|||
групп А |
группа Б |
капитальное |
облегченное |
переходное |
|
I II III IV V |
500 150 70 -- -- |
-- -- -- 70 50 |
230 200 180 -- -- |
-- 180 160 125 100 |
-- -- -- 65 50 |
Например:
125 МПа – для облегченного типа покрытия
7) Определяют требуемый модуль упругости в зависимости от группы расчетного автомобиля и расчетной приведенной интенсивности движения . Для рассматриваемого примера: 210 МПа так как >, то принимаем =210 МПа для проектируемой дорожной одежды.
2.3 Назначение вариантов конструкции дорожной
одежды и расчет по упругому прогибу
Варианты конструкции дорожной одежды следует принимать по типовому альбому [4] в соответствии с намеченным типом покрытия, требуемым модулем упругости, дорожно-климатической зоной, типом местности по характеру увлажнения, видом грунта земляного полотна, наличием дорожно-строительных материалов. Каждый слой дорожной одежды имеет свой модуль упругости, соответствующий материалу, из которого он устроен и характеризующий жесткость слоя, его прочность.
Расчеты конструкции дорожной одежды сводим в табл. 5.6. Прочность многослойной дорожной одежды характеризует общий модуль упругости Еобщ., который равен требуемому модулю упругости Емр.
1) Расчет конструкции дорожной одежды по упругому прогибу I-го варианта.
Таблица 5
Конструкция дорожной одежды |
Слои |
Материал слоя |
Модуль упругости слоя Е, МПа |
Толщина слоя h, см |
Общий модуль упругости Еобщ, МПа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Холодный среднезернистый асфальтобетон |
1000 |
4 |
Етр=Еобщ=210 |
|
EIобщ=180 |
|||||
2 |
Щебень методом пропитки |
700 |
5 |
Еiiiобщ=154 |
|
3 |
Песчано-щебёночная смесь |
300 |
15 |
ЕIII общ=65 |
|
4 |
Песок среднезернистый |
120 |
37 |
Е IVобщ= Егр =39 |
|
5 |
Грунт земляного полотна – суглинок тяжелый |
39 |
|
2) Расчет конструкции дорожной одежды по упругому прогибу II-го варианта.
Таблица 6
Конструкция дорожной одежды |
Слои |
Материал слоя |
Модуль упругости слоя Е, МПа |
Толщина слоя h, см |
Общий модуль упругости Еобщ, МПа |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Горячий мелкозернистый асфальтобетон |
900 |
4 |
Етр=Еобщ=210 |
|
EIобщ=189 |
|||||
2 |
Щебень с пропиткой |
700 |
8 |
ЕIIобщ=133 |
|
3 |
Щебень |
400 |
15 |
Е IIIобщ=76 |
|
4 |
Песок среднезернистый |
120 |
36 |
ЕIVобщ=Егр=39 |
|
5 |
Грунт земляного полотна – суглинок тяжелый |
Eгр=39 |
|
Последовательность расчёта
После подбора конструкций дорожной одежды (2-ух вариантов) приступают к поверочному расчету по упругому прогибу с установлением необходимой толщины песчаного подстилающего слоя, пользуясь номограммой .
Пример расчета варианта I:
а) отношение ; ;
по номограмме: Е’общ = 0,18*1000 = 180 МПа – общий модуль упругости на поверхности второго слоя.
б) отношение; ; по номограмме находят
Е’’общ = 700*0,22 = 154 МПа общий модуль упругости на поверхности 3-го слоя.
в) отношение ; ; по номограмме находят
Е’’общ = 300*0,26 = 78 МПа общий модуль упругости на поверхности четвертого слоя.
г) толщина песчаного слоя неизвестна h4 - ?
отношение ; , по номограмме находят ; h4 = 1,13*32 = 36,16 см ≈ 37 см.
д) Определяют общую толщину дорожной одежды по формуле:
(7), где:
- толщина слоев дорожной одежды.
hд/0 = 4 +5 + 15 + 37 = 61см
Пример расчёта варианта II:
а)
отношение
по номограмме находят
E’общ = 0,21*900 = 189 МПа - общий модуль упругости на поверхности второго слоя.
б) отношение
по номограмме
E’общ = 0,19*700=133 -общий модуль упругости на поверхности 3-го слоя.
в)отношение ;
по номограмме прилож.3 рис.1
Eобщ= 0,19*400 = 76 МПа – общий модуль упругости на поверхности третьего слоя.
г) Толщина песчаного слоя неизвестна, отношение - ? Общий модуль упругости на поверхности земляного полотна равен модулю упругости грунта – Егр.
Отношение ;
по номограмме: h4 =1,3*32 = 41,61≈ 42 см толщина песчаного слоя.
д) определяют общую толщину дорожной одежды варианта II
hд/0 = 4 + 8 + 15 + 42 = 69 см.
2.4. Сравнение вариантов дорожной одежды
сравнение вариантов выполняют по суммарным затратам, приведенным к исходному году. Суммарные приведенные затраты включают в себя следующие основные затраты:
1) капитальное вложение в строительство дорожной одежды – К0 – определяют по формуле
(8), где
С1, С2,…, Сn – стоимость слоев дорожной одежды по укрупненным
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.