Нормирование величины продольных уклонов на дороге. Вертикальные кривые. Обеспечение устойчивости откосов земляного полотна

Страницы работы

21 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Экзаменационные вопросы для ГЭК

1.  Нормирование величины продольных уклонов на дороге. Вертикальные кривые.

Продольным профилем дороги называют развернутую в плоскости чертежа проекцию оси дороги на вертикальную плоскость. Продольный профиль характеризует крутизну отдельных участков дороги, измеряемую величиной продольного уклона, и расположение ее проезжей части относительно поверхности земли. Величина продольного уклона является одной из важнейших характеристик транспортных качеств автомобильной дороги.

Рис. I.1. Расположение дороги в продольном профиле: I — дорога в нулевых отметках; II — в насыпи;  III — в выемке

Рис. I.2. Рабочая отметка земляного полотна: а. — в выемке; 6 — в насыпи

Рис 1.3.  Вертикальные кривые, 1-выпуклая; 2 –вогнутая.

Естественные уклоны местности часто превышают допустимые для эффективного использования автомобилей. В таких случаях уклон, дороги делают более пологим, чем уклон поверхности земли, срезая часть грунта или, наоборот, подсыпая его, например в местах перехода через пониженные участки рельефа.

Места, где поверхность дороги в результате срезки грунта расположена ниже поверхности земли, называют выемками, а участки, где дорога проходит выше поверхности земли, по искусственно насыпанному грунту, насыпями. При высоте насыпей менее 1 м говорят, что дорога проходит в нулевых отметках. Из-за устройства насыпей и выемок отметки дороги не совпадают с отметками поверхности земли, (рис. I.1). Разница между отметкой поверхности земли и отметкой бровки дороги, определяющая высоту насыпи или глубину выемки, называется рабочей отметкой (рис. I.2).

Переломы продольного профиля, образующиеся при изменении уклона, вызывают ряд неудобств для движения: выпуклые места на дороге ухудшают видимость, а на переломах, имеющих сравнительно малый радиус кривизны, при высоких скоростях движения возникает опасность потери управляемости автомобилей в связи с разгрузкой передней оси; на вогнутых переломах из-за внезапного изменения направления движения возникает толчок, неприятный для пассажиров перегружающий подвеску автомобиля. Поэтому переломы продольного профиля смягчают введением сопрягающих вертикальных кривых (рис. 1.3). На рис. I.3 пунктиром показаны смягчаемые переломы продольного профиля. Цифры в скобках характеризуют рабочие отметки, которые были бы при отсутствии вертикальных кривых, цифры без скобок — фактические отметки.

Графическое изображение продольного профиля является одним из основных проектных документов, на основе которых строится дорога. Чертеж продольного профиля оформляют в строгом соответствии с установленными правилами (рис )

Для наглядности продольного профиля вертикальные расстояния (отметки) откладывают в большем масштабе, чем горизонтальные. Для дорог, проходящих в равнинной местности, принят вертикальный масштаб 1:500 (5 м в 1 см) и горизонтальный масштаб 1:5000 (50 м в 1 см).

На горных дорогах, где продольный профиль характеризуется частыми изменениями уклонов поверхности земли и дороги и значительной разностью отметок на участках небольшого протяжения принимаются более крупные масштабы: вертикальный 1:200, горизонтальный 1:2000.

Продольный профиль улиц и дорог проектируют по осям проезжей части, а иногда дополнительно по лоткам или кюветам в случае если уклон отличается от продольных уклонов поверхности дороги.

При проектирование улиц следует стремится, незначительным понижениям по отношению к прилегающим территориям, с тем чтобы был удобный выезд на эти территории и в то же время обеспечивалась возможность стока поверхности вод с последних в лотки проезжих частей и к водоотводящим сооружениям на улицах.

Продольный профиль нужно проектировать так, чтоб шаг проектирования (расстояние между точками перелома профиля) был не меше:

На скоростных дорогах          100м;

Магистральных улицах          50м;

На улицах и дорогах местного значения      20м.

При проектирование улиц и дорог их поверхностям нужно придавать уклоны, обеспечивающие удобные и безопасные условия движения, а также беспрепятственный сток поверхностных вод к водоприемникам устройствам.

Уклон местности определяется по формуле:     i=, где l – расстояние между точками; ΔН – разность отметок (точек).

Высотные отметки отдельных точек между горизонталями находятся методом интерполяции.

Наибольший продольный уклон по оси проезжей части улиц и дорог:

Скоростные дороги - 40‰

Магистральные улицы и дороги общегородского значения

Непрерывного движения - 50‰

Регулированного движения - 50‰

Районного значения - 60‰

Дороги грузового движения - 40‰

Уличи и дороги местного значения

Жилые улицы - 80‰

Дороги промышленных и коммуникационных складских районов - 60‰

Пешеходные улицы и дороги - 40‰

На площадях уклоны не должны превышать 30‰ и на автомобильных стоянках 20‰. Минимальные уклоны дорог, тротуаров, пешеходных дорожек принимается

Похожие материалы

Информация о работе