Общие понятия об элементах дорог. Сооружения и устройства для отвода воды от дороги. Сооружения обслуживания движения, страница 3

Приток грунтовой воды в слое водоносного грунта на 1 м дренажа (рис.16) определяют по формуле (4):

 (4)

где q - приток грунтовой воды в слое водоносного грунта; k - коэффициент фильтрации грунта, определяемый испытанием образцов грунта; h •-глубина слоя грунтовой воды; /„- уклон поверхности грунтовой воды.

Воду из дренажной галереи выпускают в пониженные места местности. Высотная отметка выпуска воды из дренажа не может быть ниже наивысшей отметки воды в водоеме, в который сбрасывают воду. В противном случае выход воды из дренажа может быть замедленным, и дренаж занесен илистым грунтом, увлекаемым водой в дренажные трубы. Дренажи в плане прямолинейны. Для проверки работы дренажа через каждые 50 м устраивают смотровые колодцы (рис. 18).


4. Сооружения обслуживания движения. При движении на автомобильных дорогах возможны случаи, при которых создается аварийная ситуация. Для избежания аварии водитель вынужден съехать за пределы дорожной одежды. При высокой скорости движения это может вызвать съезд автомобиля с земляного полотна, поэтому в местах, где дорога проходит в насыпи с крутыми (круче 1:3) откосами, в местах с ограниченной видимостью, на подходах к мостам устраивают ограждения. Ограждения бывают двух типов:

в местах, где опасна потеря водителем ориентировки, устанавливают столбики высотой 0,5-0,7 м, с ограждающими свет фар катафотамикрасного цвета. Столбики ставят на расстоянии 2-5 м на кривых в плане, выпуклых в профиле, в местах, где сноп света фар отрывается от поверхности дороги;

в местах, где съезд автомобиля с дороги влечет тяжелую аварию,на высоких насыпях, в местах сужения земляного полотна у мостов и путепроводов, у опор путепроводов, установленных на земляном полотне. Ограждения делают в виде криволинейного бруса (рис. 19, б) или сплошные из двух-трех рядов тросов (рис. 19, а) или стальных лент (рис. 19, в), укрепленных на столбах высотой до 1м, установленных на расстоянии 0,5- 0,7м от бровки.

Для облегчения ориентирования водителей при въезде на дорогу устанавливают маршрутные доски с указанием маршрута и мест примыкания подъездных и пересекающихся дорог. Вид дорог улучшают также ландшафтными посадками деревьев, скульптурными группами, павильонами площадками отдыха и т.п.

Для службы эксплуатации (ремонта и содержания) дороги и обслуживания транспортных средств строят гражданские и технические здания. Эксплуатация дороги осуществляется дорожными участками, обслуживающими автомобильные дороги. В состав участков входят дорожно-ремонтные пункты, непосредственно организующие и производящие на дорогах работы по ремонту, содержанию и охране дорог, а также расположенных на них сооружений.

Для обслуживания и организации движения на дорогах вдоль них вблизи от населенных пунктов строят бензозаправочные станции, автомо бильные станции с гостиницами, ресторанами и мастерскими для выполнения мелкого ремонта автомобилей. На дорогах вблизи крупных населенных пунктов, курортов и домов отдыха устраивают кемпинги для туристов.