СНиП 2.05.02-85 предписывает тип покрытия и конструкцию дорожной одежды принимать исходя из транспортно-эксплуатационных требований и категории проектируемой дороги с учетом интенсивности и состава движения, климатических и грунтово-гидрологических условий, санитарно-гигиенических требований, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами. Типы покрытий, толщина слоев приведены (табл. 7).
2. Сооружения и устройства для отвода воды от дороги. Основой прочности инженерного сооружения является соответствие прочности его элементов напряжениям, возникающим под действием внешней нагрузки. Для обеспечения необходимой прочности грунта земляного полотна в основании дороги принимают меры к ограничению притока воды путем устройства:
* системы планировок поверхностного грунта в зоне проложенной дороги, регулирующих сток и направляющих стекающую воду в направлении водоотводных сооружений (рис. 14);
* системы дренажных сооружений, перехватывающих или понижающих уровень грунтовых вод, притекающих в зону основания земляного полотна (рис. 15).
Вода выпадающих осадков (ливней) частично задерживается на неровностях склона, на листьях покрывающей склон растительности, заполняет поры верхнего слоя грунта и частично впитывается грунтом. При расположении дороги на склоне вода, стекающая с нагорной стороны, должна быть отведена к ближайшему водопропускному сооружению. При расположении дороги в выемке нагорную канаву располагают с наружной бровки выемки на расстоянии не менее 5 м. Грунт из канавы располагают в виде бермы, ограждающей выемку (рис. 14, а). Если дорога на склоне расположена в насыпи, нагорную канаву располагают на расстоянии от подошвы насыпи не мете 3 м и берму планируют с уклоном в сторону от дороги (рис. 14, б).
На участках трассы с высоким стоянием грунтовых вод для обеспечения прочности дорожной одежды и исключения возможности пучения грунта при замерзании необходимо:
- увеличение насыпи до отметки, при которой промерзание грунта не достигает зоны капиллярного увлажнения (рис. 15);
- перехват потока грунтовой воды и отвод его в сторону,
- понижение уровня грунтовой воды до отметки, обеспечивающей требования (табл. 8).
Примечания. 1. Низ дорожной одежды принимается по границе глубины конструктивного слоя дорожной одежды, учитываемого при расчете на прочность.
2. Возвышение низа дорожной одежды над уровнем грунтовых вод, пониженных посредством дренажа, следует принимать на 25% больше указанного в таблице 7.
При пересечении дорогой действующих водотоков проектируются трубы и мосты для пропуска воды под полотном дороги.
3. Водоотводные сооружения: мосты, трубы, дренажные системы. В отдельных случаях при проектировании дорог требования увеличения высоты насыпи, для перехвата воды могут быть не выполнимы или требуют больших затрат. В этих случаях устраивают дренаж, пересекающий водоносный прослоек и полностью отводящий воду (совершенный дренаж - преградитель от полотна дороги). Конструкция дренажа-преградителя приведена (рис. 16). Это труба из керамических или шлако-цементных звеньев, имеющая перфорированное отверстие или промежутки в стыках для свободного входа воды в трубу. Под стыки труб укладывают кольца диаметром на 2-3 см больше их диаметра.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.