Подключить входы триггера к генератору тактирующих сигналов G по варианту задания в соответствии с табл. 5, светодиодные индикаторы отключить. Зарисовать осциллограммы входных и выходных сигналов D – триггера.
Таблица 5
Варианты заданий для исследования триггеров и счетчиков
Вход триггера |
Вариант |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
C |
|||||
S,D |
|||||
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Таблица 6
Передача сигналов D – триггером
n |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||||||
D(n) |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||
C(n) |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
||||
Q(n) |
0 |
||||||||||||||||
Q(n-1) |
|||||||||||||||||
6.3.3. Исследование Т – триггера
Преобразовать D – триггер в счетный Т – триггер, соединив D – вход с инверсным – выходом. Выход Q подключить к светодиодному индикатору шины дешифратора. Установить триггер в нулевое состояние.
Подавая на C – вход поочередно логические сигналы I и 0, определить передаточную характеристику триггера. Результаты занести в табл. 7.
Подключить C – вход триггера к генератору тактирующих сигналов . Светодиодные индикаторы отключить. Зарисовать с помощью осциллографа осциллограммы входных и выходных сигналов Т – триггера.
Таблица 7
Передача сигналов Т – триггеров
n |
1 |
2 |
3 |
||||
C(n) |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
Q(n-1) |
0 |
||||||
Q(n) |
0 |
6.4. Исследование суммирующего счетчика
Собрать из Т – триггеров схему 3 – разрядного счетчика с последовательным переносом импульсов в соответствии с рис. 7,а. Выходы триггеров , , подключить к светодиодным индикаторам соответствующих шин , , дешифратора. Установить все триггеры в нулевое состояние. Подавая на вход первого триггера поочередно логические сигналы I и 0, заполнить табл. 8 состояний триггеров счетчика.
Таблица 8
Таблица состояний триггеров счетчика
n |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
0 |
1 |
||||||||
0 |
0 |
||||||||
0 |
0 |
Переключить вход запертого триггера от гнезда статических сигналов к гнезду генератора G тактирующих сигналов. Отключить светодиодные индикаторы, зарисовать осциллограммы тактовых сигналов и выходных сигналов всех триггеров.
Увеличить разрядность счетчика до 4, подключив последовательно четвертый триггер. Используя логические элементы И-НЕ, задать коэффициент счета в соответствии с вариантом задания из табл. 5. Зарисовать совмещенные осциллограммы тактовых сигналов и выходных сигналов триггеров всех разрядов.
6.5. Задания на учебно-исследовательскую часть работы
6.5.1. Исследовать передачу импульсов логической схемой, составленной в соответствии с вариантом задания табл. 3.
6.5.2. Исследовать работу 3 – разрядного вычитающего счетчика с последовательным переносом импульсов. Схему счетчика собрать аналогично рис. 7, а, подав на входы Т – триггеров последующих разрядов.
6.5.3. Исследовать работу 4 – разрядного вычитающего счетчика с последовательным переносом импульсов. Для индикации состояний триггеров счетчика использовать адресные шины дешифратора, считая логику их светодиодной индикации прямой.
6.5.4. Исследовать дешифратор. Исследование дешифратора производить со схемой 3 – разрядного суммирующего счетчика. Установить коммутационные скобки для соединения диодами входных и выходных шин так, чтобы выполнить декодирование двоичного кода в десятичный на выходные шины (по заданию преподавателя).
Установить счетчик в нулевое положение. Переключая кнопками ПКI входные логические сигналы I и 0, убедиться, что индикаторный светодиод выходной шины с заданным десятичным номером гаснет на так же, соответствующем двоичному коду дешифрируемого числа.
Переключить вход первого Т – триггера к гнезду генератора тактируемых сигналов. Зарисовать совмещенные осциллограммы выходных сигналов I-го триггера и выходных сигналов адресной шины дешифратора с заданным номером.
6. СОДЕРЖАНИЕ СЧЕТА
Отчет должен содержать: схемы исследования логических элементов, триггеров, счетчика, дешифратора, таблицы передачи сигналов, обработанные совмещенные осциллограммы входных и выходных сигналов исследуемых цифровых элементов. По всем пунктам программы работы построить на миллиметровой бумаге совмещенные диаграммы входных и выходных сигналов исследуемых элементов и сопоставить их с полученными осциллограммами.
К отчету прикладывается черновик, подписанный преподавателем.
7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Изобразите условное обозначение логического элемента реализующего операцию И, ИЛИ, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ.
2. Составьте таблицу передачи сигналов логическими элементами, реализующими операции И, ИЛИ, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ.
3. Изобразите функциональную схему RS – триггера, D – триггера, Т – триггера.
4. Изобразите совмещенную диаграмму входных и выходных сигналов RS – триггера, D – триггера, T – триггера.
5. Составьте таблицу соответствия четырехзначного двоичного кода десятичному.
6. Изобразите совмещенную диаграмму преобразования тактовых импульсов четырехразрядным последовательным суммирующим счетчиком.
7. Изобразите функциональную схему последовательного четырехразрядного счетчика с коэффициентом счета от 9 до 15.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.