Министерство Здравоохранения Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Обсуждено на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней
«_____» _________________ 2009 протокол № __________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия со студентами
II курса лечебного факультета
по основам ухода за больными
Тема: Наблюдение и гигиенический уход за больными при нарушении
моторно-эвакуаторной функции кишечника.
Время: 2 часа
1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний
1.1. Цель занятия
Научиться основным принципам ухода за больными с нарушениями моторно-эвакуаторной функции кишечника, технике постановки очистительной клизмы, подаче судна и его обработке.
1.2. Мотивация для усвоения темы
Заболевания органов пищеварения являются одной из наиболее частых патологий в клинике внутренних болезней. Врач должен уметь организовывать правильный уход за больными с болезнями органов пищеварения, при необходимости инструктировать средний и младший медицинский персонал, самостоятельно выполнить необходимые медицинские манипуляции и процедуры.
1.3. Требования к исходному уровню знаний
Студент должен знать
1. Основные принципы ухода и оказания помощи больным при поносе, запоре, недержании кала.
2. Показания и противопоказания к выполнению очистительной клизмы.
3. Технику обработки и подачи судна.
Студент должен уметь
1. Оказывать помощь больным при поносе, запоре, недержании кала.
2. Владеть техникой обработки и подачи судна.
3. Владеть техникой постановки очистительной клизмы.
2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин
1. Анатомия системы пищеварения.
2. Физиология системы пищеварения.
3. Контрольные вопросы по теме занятия
1. Уход и помощь больным при поносе.
2. Уход и помощь больным при недержании и неудержании кала.
3. Уход и помощь больным при запоре.
4. Цель, показания и противопоказания к выполнению очистительной клизмы.
5. Подготовка пациента и условия для выполнения очистительной клизмы.
6. Подача судна и его обработка.
4. Практическая часть занятия
1. Изучение основных принципов оказания помощи больным при поносе, запоре, недержании кала.
2. Отработка техники обработки и подачи судна.
3. Отработка техники постановки очистительной клизмы.
5. Ход занятия
В ходе занятия обсуждаются контрольные вопросы и отрабатываются практические навыки (см. п.4 и п. 5).
1. Уход и помощь больным при поносе.
Диарея, или понос (от греч. «dia» -движение сквозь, «rrhoia» - истечение), - учащённая дефекация (свыше 3 раз в сутки), при которой кал имеет жидкую консистенцию. Диарея обычно связана с ускоренной перистальтикой кишечника и вследствие этого быстрым продвижением по кишечнику и ускоренной эвакуацией кишечного содержимого. В основе диареи лежат также уменьшение всасывания воды и электролитов в кишечнике, усиленная секреция в полость кишечника и повышенное слизеобразование. Если при этом возникает воспаление слизистой оболочки кишечника, в жидких испражнениях появляются различные примеси.
В зависимости от локализации патологического процесса в кишечнике различают диарею энтеральную (при энтерите - воспалении тонкой кишки) и колитическую (при колите – воспалении толстой кишки).
При энтеральной диарее испражнения жидкие, обильные, желто-зеленого
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.