Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР не наделялись правом досрочного прекращения полномочий Президента России за исключением процедуры импичмента, осуществление которой было отнесено к компетенции Съезда: Президент мог быть отрешен от должности 2/3 голосов от общего числа депутатов Съездом народных депутатов по трем основаниям — в случае нарушения Конституции РСФСР, законов РСФСР и данной присяги.
Президент РСФСР в версии законодательства 1991 года наделялся широкими полномочиями. Так он имел традиционную для глав всех государств компетенцию в законодательном процессе: подписывал и обнародовал законы, принятые Верховным Советом РСФСР; при этом мог вернуть закон в Верховный Совет для повторного рассмотрения. Но эти полномочия Президента не распространялись на акты высшего законодательного органа — Съезда народных депутатов РСФСР. Президент обладал правом законодательной инициативы.
В модели 1991 года Президент наделялся широкими, во многом самостоятельными по отношению к Съезду народных депутатов РСФСР и Верховному Совету РСФСР полномочиями в сфере исполнительной власти: назначал и освобождал от должности всех членов Правительства (Совета Министров) РСФСР; при этом согласия Верховного Совете РСФСР требовалось только в двух случаях — для назначения главы Правительства (Председателя Совета Министров РСФСР), а также для принятия Президентом отставки Правительства в целом. Президент был наделен также полномочиями: руководить деятельностью Правительства РФ; принимать меры по обеспечению государственной и общественной безопасности РСФСР; объявлять чрезвычайное положение; вправе был приостанавливать акты органов и должностных лиц всех уровней исполнительной власти (республик, краев, областей, автономий, городов), если они противоречили Конституции и законодательству РСФСР. Устанавливалась более высокая юридическая сила Указов Президента в сравнении с постановлениями и распоряжениями Совета Министров, и др.
Однако, институт Президента России в первой модели его организации (1991 г. — до 12 декабря 1993 г.) в полной мере не отрицал полновластия Советов. Во-первых, закреплялась подотчетность Президента Съезду народных депутатов: Президент обязан был представлять Съезду, не реже одного раза в год, доклады о выполнении принятых Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР социально-экономических и иных программ, доклады о положении в РСФСР (по требованию Съезда представлялись внеочередные доклады). Хотя Президент объявлялся главой исполнительной власти, но возглавляемое им Правительство могло быть отправлено в отставку по решению Съезда либо Верховного Совета РСФСР, если они выражали недоверие Правительству. Между тем как сам Президент РСФР по собственной инициативе мог отправить Правительство в отставку только получив предварительное согласие Верховного Совета РСФСР. Указанные выше полномочия Президента РСФСР в сфере исполнительной власти были существенно ограничены Законом РСФСР об изменении и дополнении Конституции РСФСР от 9 декабря 1992 года. Первым Президентом России был избран Б. Н. Ельцин (1991 г.).
Место Президента в системе “разделения властей” в современной России. С принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 года в России была введена новая, вторая модель организации президентской власти. Юридической основой статуса Президента РФ во второй модели его организации является Конституция РФ 1993 г., где предусмотрена специальная глава 4 «Президент Российской Федерации». В отличие от статуса Президента периода 1991 — до 12 декабря 1993 гг., правовое положение Президента в версии 1993 года определяется только Конституцией, Специального Закона о статусе Президента РФ нет. Процедура замещения должности Президента РФ определяется Законом о выборах Президента РФ от 17 мая 1995 г. В конце 1999 года началась подготовка нового закона о президентских выборах в России. Порядок осуществления конституционных полномочий Президента РФ и подразделения президентской власти определяется многочисленными Указами Президента РФ. Конституция РФ 1993 года закрепляет новую концепцию статуса Президента РФ. Президент уже не является главой исполнительной власти: в Конституцию 1993 г (п. 1 ст. 80) он именуется лишь главой государства. Из официальных объяснений, которые делались в связи с представлением проекта Конституции 1993 года, следует: суть новой концепции Президента в том, что это арбитр властей, не примыкающий ни к законодательной, ни к исполнительной ветви власти. В научных кругах этот вывод комментируется следующим образом. Специалисты считают, что характеристику Президента как арбитра властей нельзя считать исчерпанной. Необходимо так же говорить о самостоятельной, президентской ветви власти — наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Широкий объем конституционных полномочий Президента дает основания для вывода, что в Конституцию РФ 1993 года заложена концепция новой — четвертой, президентской ветви власти. В противном случае характеристика Президента как арбитра может восприниматься таким образом, будто Президент стоит вне системы «разделения властей», над законодательной и исполнительной ветвями власти, что перечеркивает саму идею «разделения властей», которая составляет суть демократической организации государственной власти. Как отмечается по этому поводу в российской литературе: «осуществлять функции «арбитра» в системе разделения властей, значит, быть вне этой системы, стоять над нею. «Обеспечение» путем такого президентского «арбитража» гармонии
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.