Система местного самоуправления. Организационные формы местного самоуправления. Территориальное общественное управление

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема 7

Система местного самоуправления

1.  Становление местного самоуправления в России.

2.  Содержание местного самоуправления.

3.  Организационные формы местного самоуправления.

4.  Система органов местного самоуправления.

5.  Организационные модели местного самоуправления.

6.  Территориальное общественное управление.

7.  Взаимоотношения государственной и муниципальной властей.

1. Становление местного самоуправления в России.

Местное самоуправление возникло в результате осознания потребности местных обществ в регулировании общественных отношений, складывающихся на компактных территориях проживания людей. Особенности модели организации местного самоуправления или муниципального управления определяются комплексным влиянием характеристик среды, в которой происходит их формирование.

Появление феномена местного самоуправления выдающийся ученый главной российской школы, так называемых «муниципалов» 20-ых годов периода НЭПа, хранивший богатейший опыт местного самоуправления дореволюционной России, известный русский специалист в этой области, профессор Л. А. Велихов объясняет так называемой «генетической» теорией, которая блестяще описана в его книге «Основы гражданского хозяйства». Общее учение о городе, его управлении и методах хозяйствования”, вышедшей в свет в 1928 г. В этой теории основным и решающим фактором формирования той или иной модели местного самоуправления выдвигается способность местной буржуазии противостоять натиску государства в отстаивании интересов территории. И с этой позиции проводится анализ генезиса моделей систем местного самоуправления (муниципального управления), сложившихся в разных странах.

В России местное самоуправление появилось у восточных славян в догосударственный период Руси. Тогда субъектом местного самоуправления выступали род и племя. По своему характеру это было общинное самоуправление, в основе которого лежали производственный и территориальные признаки формирования. В этот периоде определились общие контуры местного самоуправления, его формы и некоторые параметры взаимодействия с центральной властью. Местное самоуправление осуществлялось через непосредственное участие народа в местном внутреннем управлении жизни общин, а позже улиц и частей городов.

В Х-ХII вв. на Руси происходит становление институтов городского самоуправления, вызванное усилением феодальной раздробленности и ослаблением территориальных связей. Наиболее развитой формой городского самоуправления становятся сословное самоуправление. Оно осуществлялось в рамках сословий ремесленников и купцов. В Великом Новгороде возникла одна из первых купеческих организаций в Европе. В качестве субъекта городского самоуправления формируется городская аристократия. Должностными лицами городского самоуправления были сотские – руководители городских организаций ремесленников, мелких торговцев и земледельцев - и старосты – руководители купеческих организаций. Наибольшего развития указанной структуры городского самоуправления в этот период времени достигли в  Пскове и Великом Новгороде.

Одновременно начало развиваться крестьянское самоуправление. Система крестьянского самоуправления включала собрание (сход), на котором решались основные вопросы жизни населения и избирался староста. Все население крестьянской общины называлось «миром». Отсюда пошло выражение «решать вопросы миром». Староста также обладал достаточно большими полномочиями. Он определял размер податей и повинностей для крестьянских домов, раздавал крестьянам пустые земельные участки, помогал в получении льгот, решал спорные вопросы и конфликты.

Борьба против татаро-монгольского ига привела к усилению централизованной власти в XIV-XV вв.  и ослаблению местного самоуправления. Однако в XVI веке местное самоуправление начинает возрождаться. В 30-е гг. XVI в. в уездах появились выборные губные учреждения, которые образовывались для преследования разбойников и суда над ними, заведования тюрьмами, регистрации приезжих и проезжающих. Губной староста избирался из дворян или боярских детей на выборах в уезде, которые носили всесословный характер.

В 1555 г. указом Ивана IV существовавшая наряду с губными учреждениями система «кормления»  (управление через наместников со сбором или податей) упраздняются и вводятся земские учреждения. Полномочия земских властей (старост, дьяков и целовальников, именуемых земскими судьями) распространились на все ветви управления -  полицейское, финансовое и экономическое. В середине XVI века органы губного и земского самоуправления

Похожие материалы

Информация о работе