9. АУДИТ РАСЧЁТОВ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Предприятия систематически ведут расчеты с поставщиками, подрядчиками, покупателями, заказчиками, подотчетными лицами, бюджетом, дебиторами и кредиторами по претензиям и возмещению материального ущерба.
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности предприятий за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятий. Проверке этой информации органы внутреннего и внешнего аудита должны уделять особое внимание.
В настоящее время принят ряд документов, регулирующих вопросы осуществления расчетов наличными документами. Наиболее значимыми из них является Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей". Данным указом установлена ответственность за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм. Таким образом, финансовым законодательством определен новый состав правонарушений.
В соответствии с указом при взаиморасчетах между юридическими лицами установлены предельные суммы наличных денежных средств. Их размер определен постановлением Правительства Российской Федерации № 1258 от 17 ноября 1994 г. и равен 2,0 млн. руб. В постановлении указано, что "все расчеты в Российской Федерации между юридическими лицами на сумму свыше 2,0 млн. руб. производятся только в безналичном порядке", что также является объектом аудита.
Аудит расчетов включает проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками (счет 60), по авансам (счета 61 и 64), с покупателями и заказчиками (счет 62), по претензиям (счет 63), с бюджетом (счет 68), по страхованию (счет 69), по оплате труда (счет 70), с подотчетными лицами (счет 71), по возмещению материального ущерба (счет 73—3), с дебиторами и кредиторами (счет 76) и др.
Аудит расчетов по оплате труда и по страхованию в настоящем разделе пособия не рассматривается, так как он приведен в последующих разделах. Порядок проведения аудита был рассмотрен выше.
По всем расчетным счетам необходимо проверить:
соответствие остатков, показанных в балансе, данным Главной книги;
соответствие итоговых данных оборотных ведомостей по аналитическим счетам (сальдо на начало месяца, обороты по дебету и кредиту за месяц, сальдо на конец месяца) соответствующих расчетных счетов аналитическим показателям синтетического учета.
Суммы по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
В случае установления расхождений аудитор должен их зафиксировать и предложить главному бухгалтеру предприятия внести необходимые уточнения и исправления в бухгалтерские записи.
Одновременно аудитор проверяет реальность числящейся задолженности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.