УТВЕРЖДАЮ: РАССМОТРЕНО:
Директор МОУ СОШ №91 на педагогическом совете
______________________ Протокол №_________ от
«____»___________200__г. «____»___________200__г.
Предварительное планирование
уроков Биология. Природоведение.
предмет
Классы 5-11 .
Учитель
2009-2010 уч.год
Пояснительная записка
Тематическое планирование разработано в соответствии с содержанием и структурой программы Биология. Человек. для 8 класса авторов Н.И. Сонина, М.Р. Сапина (М., «Дрофа»). Данная программа предназначена для изучения курса биологии в средней общеобразовательной школе и является продолжением дисциплин освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие организмов» в 6 и 7 классах.
Основная цель курса раскрыть анатомические, физиологические, цитологические, санитарно-гигиенические и медицинские понятия. Помочь учащимся овладеть общебиологическими знаниями, изучить основы анатомии, физиологии и психологии человека.
Задачи:
Курс состоит из 17 тем, на изучение которых отведено 70 часов в год, 2 часа в неделю в соответствии с базисным учебным планом. Контроль ЗУН учащихся осуществляется за счет тестовых и контрольных работ (___ часов).
В программу включены лабораторные и практические работы в размере ______ часов, темы указаны в планировании.
Структура курса (по темам):
Место человека в системе органического мира 2 ч
Происхождение человека 2 ч
Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека 1 ч
Общий обзор строения и функций организма человека 4 ч
Координация и регуляция 12 ч
Опора и движение 9 ч
Внутренняя среда организма 4 ч
Транспорт веществ 4 ч
Дыхание 5 ч
Пищеварение 5 ч
Обмен веществ и энергии. Витамины 2 ч
Выделение 2 ч
Покровы тела 3 ч
Размножение и развитие 2 ч
Высшая нервная деятельность 6 ч
Человек и его здоровье 4 ч
Резервное время 3 ч
Итого 70 часов.
Содержание курса
(70 часов; 2 часа в неделю)
Место человека в системе органического мира
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различие человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Происхождение человека
Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи.
Общий обзор строения и функций организма человека
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительые, мышечные, нервная. Органы. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
ЛПР: Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Координация и регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и переферическая нервная системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс. Строение и функции спинного и головного мозга. Анализаторы.
ЛПР: Изучение изменения размера зрачка. Определение условных и безусловных рефлексов.
Опора и движение
Скелет человека, его отделы. Состав и строение костей. Рост костей. Типы соединений костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц. Утомление мышц. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
ЛПР: Изучение внешнего строения костей. Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Внутренняя среда организма и транспорт веществ
Понятие «внутренняя среда организма». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение. Клеточные элементы крови. Плазма. Группы крови. Иммунитет. Переливание крови.
Сердце, его строение и регуляция деятельности. Два круга кровообращения. Лимфообращение. Сосуды. Кровяное давление. Заболевание органов кровообращение, их предупреждение.
ЛПР: Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Дыхание
Потребность организма человека в кислороде. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
ЛПР: Определение частоты дыхания.
Пищеварение
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы. Этапы пищеварения.
ЛПР: Определение норм рационального питания.
Обмен веществ и энергии. Выделение.
Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз и гипервитаминоз.
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения, их строение и функции. Роль кожи в выделении продуктов обмена.
Размножение и развитие
Система органов размножения. Оплодотворение. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Высшая нервная деятельность
Рефлекс. Форма поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон и его значение. Гигиена сна. Особенности психики человека.
Человек и его здоровье
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи. Укрепление здоровья. Факторы риска. Вредные привычки.
Основные средства обучения.
Сонин. 8 кл. Человек: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений /Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.-5-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2008
Дополнительные средства обучения.
Предмет |
К-во часов по БУП |
К-во часов по прогр. |
Всего часов |
Разбивка по четвертям |
|||
Биология 8 класс |
70 |
70 |
70 |
I |
II |
III |
IV |
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Дом. задание |
Примечания |
||
8 «А» |
8 «Б» |
|||||
1. |
Введение |
|||||
Человек как биологический вид 2 ч |
||||||
2. |
Место человека в системе органического мира |
|||||
3. |
Особенности человека. |
|||||
Происхождение человека 2 ч |
||||||
4. |
Происхождение человека. Этапы его становления. |
|||||
5. |
Расы человека. |
|||||
Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека 1 ч |
||||||
6. |
История развития знаний о строении и функциях организма человека. |
Доклад |
||||
Общий обзор организма человека 4 ч |
||||||
7. |
Клеточное строение организма. |
|||||
8. |
Ткани. |
|||||
9. |
Ткани. Распознавание на таблицах органов и систем органов |
ЛПР |
||||
10. |
Органы. Системы органов. Организм |
|||||
Координация и регуляция 12 ч |
||||||
11. |
Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. |
|||||
12. |
Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения. |
|||||
13. |
Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы |
|||||
14. |
Спинной мозг. Лабораторная работа. |
ЛПР |
||||
15. |
Головной мозг. Строение и функции. |
|||||
16. |
Полушария большого мозга. Определение условных и безусловных рефлексов. Лабораторная работа. |
ЛПР |
||||
17. |
Полушария большого мозга. Лабораторная работа. |
ЛПР |
||||
18. |
Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор. |
|||||
19. |
Зрительный анализатор. Изучение изменения размера зрачка. Лабораторная работа. |
ЛПР |
||||
20. |
Анализаторы слуха и равновесия. |
|||||
21. |
Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов. |
|||||
22. |
Контрольная работа по теме «Нервная система» «Анализаторы» |
Контр. |
||||
Опора и движение 9 ч |
||||||
23. |
Аппарат опоры и движения, его функция. |
|||||
24. |
Строение и функция костей. Изучение внешнего строения костей. |
ЛПР |
||||
25. |
Типы соединения костей. |
|||||
26. |
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. |
|||||
27. |
Мышцы, их строение и функции. |
|||||
28. |
Работа мышц. |
|||||
29. |
Возрастные изменения в строении опорно-двигательного аппарата |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.