Теория воспитания как часть педагогической науки. Закономерности воспитания. Классификации методов воспитания

Страницы работы

43 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Теория воспитания как часть педагогической науки

  • Теория воспитания – раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, a также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные системы.
  • Объект изучения – воспитательный процесс.
  • Предмет изучения – методы, средства, формы, принципы, закономерности организации воспитательного процесса.
  • Структура :
  • Возрастные разделы: воспитание детей дошкольного возраста, воспитание младших школьников и т.д.
  • По направлениям воспитания: физическое, нравственное, умственное, эстетическое и т.д.
  • По направленности: воспитание личности и воспитание коллектива.

Воспитательный процесс

  • Процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников организация и стимулирование активной деятельности воспитанников по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.).
  • Особенности воспитательного процесса выражают следующие характеристики:
  • комплексность;
  • непрерывность;
  • целенаправленность.

Движущие силы воспитания

  • Движущими силами воспитания являются объективные противоречия между потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения.

Закономерности воспитания

  • Закономерности воспитания – это устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиться эффективных результатов в развитии и формировании личности.
  • Эффективность воспитания зависит:
  • От сложившихся воспитательных отношений.
  • От соответствия цели u организации действий, помогающих эту цель достигнуть .
  • От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников.
  • От совокупного действия объективных u субъективных факторов.
  • От интенсивности воспитания u самовоспитания.
  • От активности его участников в педагогическом взаимодействии.
  • От эффективности сопутствующих ему процессов - развития и обучения.
  • От качества воспитательного взаимодействия.
  • От интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками.

Воспитательная система

  • Воспитательная система – это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
  • Воспитательная система школы имеет определенную структуру:
  • цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);
  • деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
  • субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
  • рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
  • среда системы, освоенная субъектом;
  • управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
  • Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды. Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы.

Классификация целей воспитания

  • Классификация целей воспитания по Т.А.Ильиной:
  • общая, или генеральная, цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности (указывает общее направление деятельности всех учебно-воспитательных учреждений общества характер педагогической деятельности вообще);
  • педагогические цели на определенном этапе формирования личности;
  • оперативные цели, которые ставятся при проведении отдельного урока или воспитательного мероприятия.

Содержание воспитания

  • Под содержанием процесса воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
  • Мировоззрение - это система философских, научных, нравственных взглядов и убеждений человека, отражающих в его сознании картину мира.
  • Его структуру составляют: знания, взгляды и убеждения. В основе мировоззрения лежит миропонимание, т.е совокупность определённых знаний о мире. Определяющие условие формирования мировоззрения - перевод знаний

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
247 Kb
Скачали:
0