Методика призвана ответить на вопросы, зачем, чему и как учить.
Согласно ФГОС, акцент делается определении целей и планируемых результатов образования, а также на разработке системы оценивания планируемых результатов образования.
Связь методики с философией - выводы философии об отношениях языка и мышления, взаимосвязи общества и отдельного человека, сущности человеческой деятельности. Эти положения лежат в основе разработки таких методических выводов, как целесообразность коллективных форм обучения, обучение речи как деятельности;
психологией - выводы, касающиеся психологии восприятия: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация и др.; выводы социальной психологии о целях обучения, формах работы, дифференцированном подходе к учащимся; психологические исследования об этапах учебных действий, возрастных возможностях усвоения знаний, пиках и спадах концентрации внимания.
Связь методики с педагогикой и дидактикой (общей теорией обучения) – изучение общедидактиченских принципов преподавания, разработанные педагогикой методы обучения и контроля, формы обучения, критерии оценки знаний, умений и навыков/система оценивания результатов образования.
Методы исследования в методике преподавания русского языка
Методы исследования – способы выявления актуальных вопросов методики, поиски средств их решения и проверка эффективности.
Метод наблюдения – целенаправленное наблюдение за работой учащихся на уроках и анализ домашней работы учеников, выявление тенденций в усвоении знаний и приобретении умений и навыков при изучении различного материала.
Изучение методического наследия
Методы исследования в методике преподавания русского языка
-
Эксперимент:
-
Поисковый – выявление проблемных зон в процессе обучения определенному предмету, разделу, теме;
-
Констатирующий – экспериментальный срез, проводящийся для подтверждения определенной гипотезы посредством тестирования и анкетирования;
-
Обучающий – процесс обучения определенной группы обучающихся по какой-либо новой методике, программе, учебному пособию и т.д.;
-
Корректирующий - устранение недостатков, выявленных в процессе обучающего эксперимента;
-
Контрольный – констатация результатов обучения посредством вторичного тестирования и анкетирования для выявления эффективности обучающего эксперимента.
История методики преподавания русского языка
-
Конец XVI – начале XVII века создаются первые грамматики церковнославянского языка:
-
«Грамматика словенская» Лаврентия Зизания (1596)
-
«Грамматика словенского языка» Мелетия Смотрицкого (1619)
-
«Букварь» Кариона Истомина (1694)
-
1757 год – «Российская грамматика» М.В. Ломоносова
История методики преподавания русского языка
-
1844 год – возникновение методики
-
- выход книги Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка»
-
« Надобно отличать ученую методу от учебной. Ученый, излагая науку, увлекается только ею одной, не обращая никакого внимания на личность читателя или слушателя <…> педагог должен развивать, образовывать и упражнять способности учащихся: наука его тогда имеет свою цену, когда прилична тем лицам, коим преподается».
История методики преподавания русского языка
-
Ф.И. Буслаев выдвигает на первый план
-
осознанное усвоение учащимися материала
-
умение учащихся правильно использовать полученные знания в собственной речи
-
соединение «знаний и умений, учения и упражнения»
-
обращает внимание на
-
роль изучения языка в развитии мышления учащихся
-
важную роль упражнений.
-
выделяет два способа преподавания:
-
эвристический (ученик сам доискивается до истины)
-
догматический (получает сведения о языке в готовом виде)
История методики преподавания русского языка
-
К.Д. Ушинский (1824-1870)
-
«Детский мир» и «Родное слово»
-
«… следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания».
-
И.И. Срезневский
-
«Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте» (1860), «Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных заведениях» (1871)
История методики преподавания русского языка
-
Начало ХХ века – усиление научно-лингвистической направленности в методике
-
Ф.Ф. Фортунатов «О преподавании грамматики русского языка в средней школе» (1903)
-
А.М. Пешковский «Русский синтаксис в научном освещении», «Школьная и научная грамматика» (1914), «Наш язык» в 3-х томах (1922-1925)
История методики преподавания русского языка
-
Л.В. Щерба
-
обучение владению письменным и устным литературным языком, что достигается изучением грамматики, чтением образцов литературной речи, систематических упражнений в продуцировании устных текстов
-
обучение орфографии (принцип сознательности усвоения в связи и изучением грамматики)
-
обучение грамматике (для приобретения навыков устной речи; формирования сознательного отношения к слову; понимания возможностей языка в выражении одного и того же содержания при помощи синонимических рядов)
История методики преподавания русского языка
-
А.В. Текучев «Методика грамматического разбора», «Очерки по методике обучения русскому языку» и еще более 200 научно-методических работ
-
«Методика преподавания русского языка в школе» под редакцией М.Т. Баранова (1991)
-
«Методика преподавания русского языка в средней школе»