Ответы на экзаменационные вопросы № 11-20 по философии (Основные принципы философии Гегеля. Категории диалектики: единичное и общее, явление и сущность)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

11. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ. ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ

Гегель (1770 - 1831) закончил теологический ф-т Нюрнбергского ун-та (похож на Канта). Работы: "Феноменология духа" (1807), "Наука логики" (1816), "Энциклопедия философских наук" (1817).

Основой всего существующего является абсолютная идея или чистое мышление, или божественное мышление.

Отказ от традиционной метафизики (18 в) разрушил основу единства всей системы знания, поэтому произошло разделение бытия на мир природы и мир человека (Кант).

Принципиально различается мир природы и культуры, отсюда различные методы исследования: естественно-научный и культурноисторический. Особенности культурно-исторического метода исследования. Произошел перенос центра тяжести на изучение субъекта и его деятельной природы (у Канта).

Романтики Ивенской школы И.Г. Фихте, Шеллинг, Гегель подвергли критике понятие трансцендентального субъекта, его неисторический характер. А между тем этот тип знания (который дают миф, искусство, язык) существенно отличается от естественно-научного, который (Гегель) не следует абсолютизировать, ибо оно - одна из исторических форм знания о мире (о природе).

В качестве субъекта знания (Гегель) - человеческая история, взятая как целое - "субстанция-субъект", которая имеет не жестко фиксированные, а развивающиеся, подвижные формы - исторические формы культуры. Произошла важная перестройка принципов философии:

1) снято жесткое различие научного и ненаучного, характерное для 17-18 вв. и для Просвещения;

2) благодаря рассмотрению субъекта знания как' исторически развивающегося была снята противоположность ложного и истинного. Вопрос об истинном и ложном знании Гегель переносит в историческую плоскость, в результате чего появляется новый принцип: "истинно для своего времени". Т.о. вводится понятие относительной истины.

3) вводится в саму историю кантовское различие эмпирического и трансцендентального (умопостигаемого) уровней рассмотрения, так что сама история выступает в 2-х планах - как фактически эмпирически данная и как история, взятая по истине (Гегель).

Гегель пытался показать, что происхождение много из единого может быть предметом рационального познания, инструмент - логическое мышление, а основная форма - понятие. Но это - рациональное познание особого рода: в его основе лежит диалектическая, а не формальная логика и ее движущий мотор - противоречие.

Гегель переосмыслил природу понятия - это не субъективное образование, а "абсолютное понятие" - есть абсолютное тождество субъекта и объекта. Т.о. Гегель отождествляет чистое понятие с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий, которые существуют в голове. Так как понятие - тождество противоположностей, то саморазвитие понятия подчиняется законам диалектики. Логика совпадает с диалектикой. Диалектика - теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей. Диалектика развития "чистого понятия" составляет общий закон развития как природы так и человеческого общества. Кант разделил сферы природы и духа. Гегель рассматривает их как разные стадии развития одного начала - субстанции-субъекта.

Всякое развитие протекает по схеме: утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез) - новое качественное состояние. Но это не уничтожение 1 и 2, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве.

Все, любые понятия, явления в природе и обществе проходит этот тройственный цикл развития; достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь на более высоком уровне и т.д. до получения высшего синтеза.

В основе диалектики - идеалистический принцип: источник' развития в саморазвитии понятия. Диалектика понятия определяет диалектику вещей. "Феноменология духа" (1806). Здесь поставлена задача преодоления точки зрения индивидуального сознания, для которого только и существует противоположность субъекта и объекта. Снять эту противоположность можно лишь путем поступательного развития сознания (как чел. история). Т.о. существует лестница, поднимаясь по которой отдельный человек приобщается к духовному опыту, накопленному человечеством, приобщаясь к всемирной культуре. Достигнув абсолютного тождества мышления и бытия, философ покидает точку зрения обычного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию - стихию чистого мышления, где все определения мысли развертываются из нее самой. Это - сфера логики, где протекает ничем субъективно не замкнутая жизнь

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
127 Kb
Скачали:
0