Учебный курс «Стратегический менеджмент»
Тема лекции Сущность и становление стратегического управления
Тема: Сущность и становление стратегического управления
План лекции
Греческое «стратегос» - «искусство генерала». «Искусство генерала» - - определение общего плана компании или сражения, - последовательность главных действий, - направления главного удара, - распределение главных сил, - разработка возможных вариантов хода сражения. «Искусство лейтенанта» - наилучшим обра-зом выполнить полученный приказ, обеспечить необходимое для этого взаимодействие подчи-ненных.
В современном менеджмента также выде-ляются стратегические и тактические аспекты деятельности.
Стратегический менеджмент – это процесс планирования, определения и осуществления деятельности организации в долгосрочной перспективе.
Возникновение стратегического менедж- мента как самостоятельной научной дисциплины относят к 60-м годам ХХ века.
Причины возникновения стратегического менеджмента – это новые условия деятельности корпораций, прежде всего в США, сложившиеся к началу 60-х годов:
Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами.
Наиболее значимые имена: И.Ансофф, П.Друкер, Г.Минцберг, Т.Питерс, М.Портер, А.Стрикленд, А.Томпсон, К.Хофер, Э.Чандлер и др.
Консалтинговые фирмы: «Бостон Консалтинг Групп», «Мак Кинзи», «Артур Д.Литтл»
Официальной датой рождения считается 1973-й год – 1-я международная конференция по стратегичес- кому менеджменту, Нэшвилл (США).
В 1972 г. стратегический менеджмент стали практиковать мировые лидеры: General Electric, IBM, Coca Cola и другие.
Эволюция стратегического менеджмента включает следующие этапы:
Стратегический менеджмент (с 1990-х)
Стратегическое планирование (с 1970-х)
Долгосрочное планирование (с 1950-х)
Бюджетирование и контроль (с 1900г.)
1 этап. Бюджетирование и контроль.
Основная посылка: внешняя и внутренняя среда стабильна (конкуренция, технология, доступность ресурсов, квалификация персонала и т.д.).
Особенность бюджетно-финансовых методов – их краткосроч- ность и внутренняя направленность (организация рассматривает- ся как закрытая система). Главная забота менеджеров – текущая прибыль и структура затрат.
Этап 2. Долгосрочное планирование.
В 1950-х – начале 1960-х изменились условия хозяйствования американских компаний: высокие темпы роста товарных рынков, но при этом относительно высокая предсказуемость тенденций развития национального рынка. Компании стали переходить к долгосрочному планированию.
Основная идея – составление прогноза продаж фирмы на нес- колько лет вперед. Прогноз сбыта основывался на экстраполяции продаж за предыдущие годы. Далее составлялись все функцио- нальные планы (производство, маркетинг, снабжение). Все планы соединялись в единый финансовый план корпорации.
Главная задача менеджера – выявление финансовых проблем, лимитирующих рост фирмы. У нас подход известен как метод «планирования от достигнуто- го». Широко использовался в период советской экономики. Объемы производства спускались сверху, их достижение лимитировалось ограниченными ресурсами. Широко использовался расчет окупае- мости вложений.
3 этап. Стратегическое планирование.
В конце 1960-х годов существенно меняется экономическая обстановка в развитых странах. В мировой экономике нарастают кризисные явления, усиливается международная конкуренция. Прогнозы на основе экстраполяции стали все более расходиться с реальными цифрами (типичен оптимистичный прогноз и худшие реальные итоги).
Оказалось, что в условиях динамично меняющейся внешней среды и жесткой конкуренции долгосрочное планирование не работает.
Подход изменился – в системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее всегда лучше настоящего. Отвергается использование экстраполяции. Стратегическое планирование основывается на анализе внеш- них конкурентных сил и внутренних возможностей организации. Цель – в улучшении реакции предприятия на динамику рынка и поведение конкурентов.
4 этап. Стратегический менеджмент.
К 1990-м годам по всему миру начался переход от стратегичес- кого планирования к стратегическому менеджменту.
Стратегический менеджмент - комплекс не только стратегичес- ких решений по долгосрочному развитию организации
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.