Сущность и становление стратегического управления. Факторы и этапы развития стратегического менеджмента

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Учебный курс «Стратегический менеджмент»

Тема лекции Сущность и становление стратегического управления

Тема: Сущность и становление стратегического управления

План лекции

  1. Факторы и этапы развития стратегического менеджмента

Греческое «стратегос» - «искусство генерала». «Искусство генерала» - - определение общего плана компании или сражения, - последовательность главных действий, - направления главного удара, - распределение главных сил, - разработка возможных вариантов хода сражения. «Искусство лейтенанта» - наилучшим обра-зом выполнить полученный приказ, обеспечить необходимое для этого взаимодействие подчи-ненных.

  1. Факторы и этапы развития стратегического менеджмента

В современном менеджмента также выде-ляются стратегические и тактические аспекты деятельности.

Стратегический менеджмент – это процесс планирования, определения и осуществления деятельности организации в долгосрочной перспективе.

Возникновение стратегического менедж- мента как самостоятельной научной дисциплины относят к 60-м годам ХХ века.

  1. Факторы и этапы развития стратегического менеджмента

Причины возникновения стратегического менеджмента – это новые условия деятельности корпораций, прежде всего в США, сложившиеся к началу 60-х годов:

  1. Технологические взрывы, вызванные НТР
  2. (требует прогнозирования новых производственно-
  3. технологических прорывов, возможных в будущем).

  1. Насыщение рынка товаров и услуг в развитых
  2. странах и усиление конкуренции.

  1. Глобализация рынков, возникновение транснацио-
  2. нальных корпораций (усиливает сложность и неоп-
  3. ределенность бизнеса).

  1. Факторы и этапы развития стратегического менеджмента

Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами.

Наиболее значимые имена: И.Ансофф, П.Друкер, Г.Минцберг, Т.Питерс, М.Портер, А.Стрикленд, А.Томпсон, К.Хофер, Э.Чандлер и др.

Консалтинговые фирмы: «Бостон Консалтинг Групп», «Мак Кинзи», «Артур Д.Литтл»

Официальной датой рождения считается 1973-й год – 1-я международная конференция по стратегичес- кому менеджменту, Нэшвилл (США).

В 1972 г. стратегический менеджмент стали практиковать мировые лидеры: General Electric, IBM, Coca Cola и другие.

  1. Факторы и этапы развития стратегического менеджмента

Эволюция стратегического менеджмента включает следующие этапы:

Стратегический менеджмент (с 1990-х)

Стратегическое планирование (с 1970-х)

Долгосрочное планирование (с 1950-х)

Бюджетирование и контроль (с 1900г.)

  1. Факторы и этапы развития стратегического менеджмента

1 этап. Бюджетирование и контроль.

Основная посылка: внешняя и внутренняя среда стабильна (конкуренция, технология, доступность ресурсов, квалификация персонала и т.д.).

  • Даже крупные корпорации не имели специальных служб плани-
  • рования (особенно долгосрочного). Формальное планирование огра-
  • ничивалось составлением ежегодных финансовых смет – бюдже-
  • тов по статьям расходов.
  • Обычно составлялись бюджеты:
  • по крупным производственно-хозяйственным функциям
  • (НИОКР, маркетинг, капитальное строительство, производство),
  • по отдельным структурным единицам (отделения, заводы).

Особенность бюджетно-финансовых методов – их краткосроч- ность и внутренняя направленность (организация рассматривает- ся как закрытая система). Главная забота менеджеров – текущая прибыль и структура затрат.

  1. Факторы и этапы развития стратегического менеджмента

Этап 2. Долгосрочное планирование.

В 1950-х – начале 1960-х изменились условия хозяйствования американских компаний: высокие темпы роста товарных рынков, но при этом относительно высокая предсказуемость тенденций развития национального рынка. Компании стали переходить к долгосрочному планированию.

Основная идея – составление прогноза продаж фирмы на нес- колько лет вперед. Прогноз сбыта основывался на экстраполяции продаж за предыдущие годы. Далее составлялись все функцио- нальные планы (производство, маркетинг, снабжение). Все планы соединялись в единый финансовый план корпорации.

Главная задача менеджера – выявление финансовых проблем, лимитирующих рост фирмы. У нас подход известен как метод «планирования от достигнуто- го». Широко использовался в период советской экономики. Объемы производства спускались сверху, их достижение лимитировалось ограниченными ресурсами. Широко использовался расчет окупае- мости вложений.

  1. Факторы и этапы развития стратегического менеджмента

3 этап. Стратегическое планирование.

В конце 1960-х годов существенно меняется экономическая обстановка в развитых странах. В мировой экономике нарастают кризисные явления, усиливается международная конкуренция. Прогнозы на основе экстраполяции стали все более расходиться с реальными цифрами (типичен оптимистичный прогноз и худшие реальные итоги).

Оказалось, что в условиях динамично меняющейся внешней среды и жесткой конкуренции долгосрочное планирование не работает.

Подход изменился – в системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее всегда лучше настоящего. Отвергается использование экстраполяции. Стратегическое планирование основывается на анализе внеш- них конкурентных сил и внутренних возможностей организации. Цель – в улучшении реакции предприятия на динамику рынка и поведение конкурентов.

  1. Факторы и этапы развития стратегического менеджмента

4 этап. Стратегический менеджмент.

К 1990-м годам по всему миру начался переход от стратегичес- кого планирования к стратегическому менеджменту.

Стратегический менеджмент - комплекс не только стратегичес- ких решений по долгосрочному развитию организации

Похожие материалы

Информация о работе