Разработка программы «Электронный учебник по дисциплине «Базы данных» (Введение к дипломному проекту)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Знания, приобретаемые студентом, должны быть основаны на понимании, т.е. студент должен не только усвоить учебную информацию, но и осмыслить её, понять и применить в практической деятельности. Для обеспечения студентов знаниями такого уровня необходимо, организовать самостоятельную работу студентов, которая будет обеспечивать приведение знаний с уровня усвоения на уровень понимания. Это способствует переводу студента из позиции потребителя информации, каким он был в системе традиционного обучения, в активного участника процесса анализа учебных проблем, умеющего найти способ их решения [7].

Одним из путей решения исследуемой проблемы, является использование информационных технологий при организации самостоятельной работы студентов.

Анализ использования информационных технологий при организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Базы данных» средних профессиональных учебных заведений показывает отсутствие автоматизированных дидактических разработок.

В целях преодоления указанных недостатков в организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Базы данных» для Кемеровского профессионально-педагогического колледжа в ходе дипломного проектирования разработан программный продукт «Электронный учебник по дисциплине «Базы данных»».

Использование электронного учебника предполагает изучение теоретического материала, тестирование, выполнение практических заданий и выполнение самостоятельных работ студентом: проектирование базы данных и разработка программного приложения для работы с этой базой данных.

Целью данного дипломного проекта является: разработка программного продукта «Электронный учебник по дисциплине «Базы данных»» для внедрения в образовательный процесс электронного учебника для организации самостоятельной работы студентов, что позволит повысить эффективность самостоятельной работы студентов колледжа и улучшить методическое обеспечение учебного процесса по дисциплине «Базы данных».

Объектом исследования в данном дипломном проекте является самостоятельная работа студентов в системе среднего профессионального образования в современных условиях.

Предметом исследования является разработка программы «Электронный учебник по дисциплине «Базы данных»»  для организации самостоятельной работы студентов.

Гипотезой исследования является предположение о том, что программный продукт позволит повысить уровень эффективности самостоятельной работы студентов.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:

- рассмотреть Кемеровский профессионально-педагогический колледж как объект предметной области;

- обосновать необходимость и цель использования вычислительной техники для решения задачи;

- уточнить цель и назначение автоматизированного варианта решения задачи для данного подразделения;

- описать общую характеристику организации решения задачи;

- обосновать проектные решения по видам обеспечения;

- описать технологию разработки программного обеспечения.

Теоретической основой исследования являлись: идеи формирования самостоятельной деятельности студентов в дидактической компьютерной среде (М.А. Федорова), новые педагогические и информационные технологии в системе образования (Е.С. Полат), информационные технологии в образовании (И.Г. Захарова), рекомендации по методике организации самостоятельная работа (Ю.С. Васютин), принципы создания электронных учебников (А.Ю. Деревнина., М.Б. Коняков, В.А. Семикин), методика организации самостоятельной работы студентов с учетом преемственности (Л.Г. Дидковская), методика составления обучающих программ (Н.Ф. Талызина), современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования (И.В. Роберт).

В своей совокупности они позволили: определить направленность современного этапа развития образования; новые ориентации общества относительно будущего специалиста; особенности организации самостоятельной работы студентов и пути повышения ее эффективности в контексте модернизации образования; обосновать целесообразность использования системы дидактически организованных программных продуктов для повышения эффективности самостоятельной работы студентов; определить направления эффективного управления самостоятельной работой студентов.

Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотетических положений были использованы следующие методы:

- теоретические (анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы; анализ учебных и учебно-методических пособий по дисциплине «Базы данных», анализ учебной программы по дисциплине «Базы данных», анализ существующего программного обеспечения по исследуемой проблеме);

- использование  языка разметки гипертекстов, языка программирования Java – скрипт и Borland Delphi.

Предполагается, что разработанный  в ходе дипломного проектирования программный продукт «Электронный учебник по дисциплине «Базы данных»» для организации самостоятельной деятельности студентов реально оптимизирует формирование и развитие самостоятельной деятельности учащихся: во-первых, при использовании данного программного продукта взаимодействие студента и преподавателя переходит в самодействие, т.е. в познавательную самостоятельность; во-вторых, выполнение заданий, заложенные в самостоятельных работах, способствуют развитию самостоятельной деятельности; в-третьих, разработанные методические указания представляют студенту отобранную из разных источников необходимую для изучения информацию, что сокращает время поиска знаний.

Рассматриваемый программный «Электронный учебник по дисциплине «Базы данных»» рассчитан на студентов систем среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям:

- 080802 – прикладная информатика;

- 050501 – профессиональное обучение по отраслям (программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем).

1 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРОЕКТНОГО ОБССЛЕДОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ.

1.1 Общая характеристика Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа как объекта предметной области

1.1.1 Характеристика предприятия  

Программный продукт, рассматриваемый в рамках дипломного проектирования «Электронный учебник по дисциплине «Базы данных»», разработан для Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа.

Кемеровский профессионально-педагогический колледж – это современное государственное учреждение среднего профессионального образования. За годы существования колледж неоднократно изменял название и статус

Похожие материалы

Информация о работе