Назначение и области применения систем с базами данных. Файловые системы обработки данных, страница 3

Таким образом, при ведении записей необходим входной контроль данных на целостность.

Во-вторых, это проблема рациональной организации данных.

Данные должны быть структурированы и упорядочены так, чтобы была возможна быстрая выборка подмножества записей по значениям произвольной совокупности признаков.

Из нашей картотеки продукции ответ на запрос обо всех видах продукции данного производителя получить легко. А сведения обо всех производителях данного вида продукции – весьма непросто. Для этого нужно перебрать все карточки продуктов. В каждой нужно просмотреть список производителей с целью обнаружить искомого.

До сих пор речь шла об одном отделе нашей фирмы. Нетрудно понять, что упомянутые проблемы имеют место и в отделе продаж, и на складе, и в бухгалтерии. Если взглянуть на информационное обеспечение предприятия в целом, то можно увидеть и ещё несколько проблем.

Например, отдел закупок, отдел продаж и склад должны располагать картотеками продукции. Очевидно, это должны быть копии одной и той же картотеки. Более того, эти копии должны синхронно обновляться. Однако это трудно обеспечить при «бескомпьютерном» ведении записей. Поэтому каждое подразделение ведёт свои наборы записей. Эти наборы всегда содержат пересекающиеся данные, а «пересечения» нередко бывают несогласованными. Вследствие этого, например, отдел продаж может заключить контракт на продажу продукции, которая не закупается отделом закупок.

Для того чтобы не возникало подобных ситуаций, данные организации в целом должны рассматриваться как единый информационный ресурс. Должно быть обеспечено централизованное управление этим ресурсом.

Другими словами, было бы хорошо, если бы все данные организации были «обобществлены» и отданы под контроль единого «мозга».

Тут-то и возникают проблемы.

Пусть нам удалось это сделать. Мы имеем единый для всей организации набор записей и «мозг» обеспечивает его беспроблемную актуализацию и приемлемую скорость реакции на любой запрос. Заметим, что потенциальными пользователями этого хранилища записей являются все служащие организации.

Во-первых, в общем случае не каждому из них можно предоставить любые записи для любых манипуляций. Например, обновлять картотеку продукции может только тот сотрудник, которому это поручено. А просматривать её, наверное, могут все или, по крайней мере, многие. Сведения о контрактах, подготовленных Колюшкиным, обновляются только им и могут быть доступны полностью только ему. Начальник отдела может лишь просматривать их. Для прочих сотрудников они должны быть недоступны.

При «обобществлении» набора записей организации возникает проблема разграничения прав и полномочий доступа к данным.

Во-вторых, вполне может оказаться так, что одни и те же записи одновременно потребовались нескольким служащим. Причём, кто-то из них намерен лишь просматривать их, а кто-то – обновлять. Как поступать в этом случае?

В обобществлённом хранилище имеет место проблема управления параллельным доступом к данным.

В-третьих, крах обобществлённого набора записей (нашествие мышей, пожар, наводнение, террористы) означает крах всей организации.

Поэтому должна быть обеспечена неуязвимость данных организации. Даже если данные разрушены полностью в результате какой-то катастрофы, должна иметься возможность их максимально полного восстановления.

Именно эти проблемы призваны решать технологии баз данных и системы с базами данных.

Современные СБД обеспечивают

– создание и поддержание в актуальном состоянии совокупности записей организации,

– поиск записей по произвольным совокупностям признаков и обработку содержащихся в них данных в соответствии с запросом пользователя,

– разграничение прав и полномочий доступа пользователей к данным,

– управление параллельным доступом пользователей к данным,

– восстановление данных в случае их разрушения.

В настоящее время технология баз данных и системы с базами данных используются в любом виде деятельности, в любой организации, считающей такую систему необходимой. Традиционные области применения СБД – банковское дело, торговля, резервирование авиа-, железнодорожных и пр. билетов, гостиничный бизнес и т.п. Невозможно указать такой вид бизнеса, в котором СБД не используются.