Диагностика семейных отношений. Диагностика межличностных конфликтов в семье

Страницы работы

52 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Содержание

Введение…………………………………………………………….

с. 2

Методика проведения психологического исследования…………

с. 3

Анкета, направленная на выявление особенностей взаимоотношений в семье…………………………………………

с. 10

Диагностика межличностных конфликтов в семье………………

с. 11

Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)

(опросник для родителей)………………………………………….

с. 15

Методика PARI (parental attitude research instrument)………….…

с. 32

Тест-опросник родительского отношения………………………...

с. 44

Рекомендуемый библиографический список……………….…….

с. 50

Введение

Одним из важнейших направлений работы практического психолога является работа с семьей (супругами, родителями, детьми). Ключевой момент в этой работе - получение полной и объективной информации.

Семью исследуют различные дисциплины (социология, демография, этика и т.п.). Не вызывает сомнения, что их данные могут расширить возможности оказания консультативной помощи семье. Но применить эти данные психологу в своей практической деятельности не всегда возможно, так как системы основных понятий, описывающих семейные явления, цели и содержание исследований, заметно отличаются.

Кроме того, обращаясь за консультативной помощью, родители и дети ждут от психолога не статистических данных, цифр, «громких слов», а реальную помощь для выхода из возникшей конфликтной внутрисемейной ситуации.

Иногда трудности, возникшие в семье, оказывают мобилизующее,  интегрирующее воздействие на ее членов, а иногда – ослабляют семью, усиливают противоречия. Для определения особенностей реакций членов семьи на возникшие затруднения, специфики детско-родительских отношений необходимо проведение диагностики, направленной на конкретизацию перечисленных ранее критериев.

В методической литературе достаточно полно освещены проективные методики обследования  ребенка («Рисунок семьи», «Кинестетический рисунок семьи» и т.д.). В данном же сборнике представлены опросные методики для родителей и детей младшего школьного и подросткового возраста.  Это обусловлено тем, что для диагностирования семьи и выявления особенностей семейного воспитания необходима диагностическая работа не только с обоими родителями, но и с ребенком.

Методика проведения психологического исследования

Психодиагностическое обследование - деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз.

Проведение психодиагностического обследования предполагает наличие цели, объекта и предмета обследования.

Диагностирование может быть определено как социально-коммуникативный процесс получения и переработки психологом информации об оцениваемой личности. Применяя различные вспомогательные средства, экспериментатор получает все более и более точную картину индивидуальных особенностей человека в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологической оценки ведущего фактора развития, решения поставленной диагностической задачи.

Начинать психологическое обследование рекомендуется со знакомства: вначале психолог должен представиться испытуемому, объяснить, что он намерен делать и зачем, далее предоставляется возможность представиться самому клиенту. При диагностике в обязательном порядке указывается возраст испытуемого (у детей дошкольного возраста отмечается полное количество лет и месяцев, прошедших со дня рождения). Достижение контакта и качественного взаимопонимания между диагностом и клиентом позволяет должным образом мотивировать испытуемого, поддерживать и стимулировать его интерес к выполняемым психодиагностическим процедурам, и, соответственно, дает основания ожидать получения объективных психодиагностических данных. А. Анастази подчеркивает, что во всех ситуациях психодиагностического обследования диагносту необходимо убедить испытуемых в том, что в их собственных интересах важно получить по методикам (тестам) показатели, правильно отражающие их возможности. Для этого используется не только прямое убеждение («это важно, чтобы...»), психолог также опирается на достигнутый эмоциональный контакт и доверительные отношения с клиентом. При объяснении целей обследования для снятия избыточной тревоги, стресса следует иметь в виду, что для большинства людей более приемлемой оказывается проверка внимания, памяти, состояния нервной деятельности, а не «ума», «интеллекта» или «способностей». По этой причине диагност должен заранее прогнозировать все возможные последствия того, как будет сформулирована цель обследования в предварительной беседе с клиентом.

При построении психодиагностического обследования важно учитывать, что в ряде случаев испытуемые негативно реагируют на предъявление простого задания. В других ситуациях диагност может столкнуться с тем, что неуверенность испытуемого и сомнения в своих способностях затрудняют его вхождение в ситуацию обследования. В такого рода случаях важно, опираясь на сведения, полученные в ходе предварительной беседы с испытуемым, правильно выбрать уровень сложности заданий, которые будут предъявлены на первом этапе, чтобы обеспечить необходимый интерес и мотивацию со стороны обследуемого к участию в эксперименте, гарантировать его положительное отношение к проводимому  обследованию.

В целом проводимая беседа с испытуемым представляет собой очень важный элемент психодиагностического обследования. Условно в ней можно выделить две части: первая часть осуществляется до эксперимента или после него, т.е. это беседа в узком смысле слова; ее направление задается поставленной практической задачей, необходимостью установить контакт с испытуемым, оценить его эмоциональное состояние и отношение к эксперименту и психологу, в ходе этой беседы не проводится экспериментов.

Вторая часть беседы - это беседа во время выполнения экспериментальных заданий. Эксперимент - это всегда та или иная форма, способ общения с испытуемым

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
479 Kb
Скачали:
0