Содержание
Введение……………………………………………………………. |
с. 2 |
Методика проведения психологического исследования………… |
с. 3 |
Анкета, направленная на выявление особенностей взаимоотношений в семье………………………………………… |
с. 10 |
Диагностика межличностных конфликтов в семье……………… |
с. 11 |
Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) (опросник для родителей)…………………………………………. |
с. 15 |
Методика PARI (parental attitude research instrument)………….… |
с. 32 |
Тест-опросник родительского отношения………………………... |
с. 44 |
Рекомендуемый библиографический список……………….……. |
с. 50 |
Введение
Одним из важнейших направлений работы практического психолога является работа с семьей (супругами, родителями, детьми). Ключевой момент в этой работе - получение полной и объективной информации.
Семью исследуют различные дисциплины (социология, демография, этика и т.п.). Не вызывает сомнения, что их данные могут расширить возможности оказания консультативной помощи семье. Но применить эти данные психологу в своей практической деятельности не всегда возможно, так как системы основных понятий, описывающих семейные явления, цели и содержание исследований, заметно отличаются.
Кроме того, обращаясь за консультативной помощью, родители и дети ждут от психолога не статистических данных, цифр, «громких слов», а реальную помощь для выхода из возникшей конфликтной внутрисемейной ситуации.
Иногда трудности, возникшие в семье, оказывают мобилизующее, интегрирующее воздействие на ее членов, а иногда – ослабляют семью, усиливают противоречия. Для определения особенностей реакций членов семьи на возникшие затруднения, специфики детско-родительских отношений необходимо проведение диагностики, направленной на конкретизацию перечисленных ранее критериев.
В методической литературе достаточно полно освещены проективные методики обследования ребенка («Рисунок семьи», «Кинестетический рисунок семьи» и т.д.). В данном же сборнике представлены опросные методики для родителей и детей младшего школьного и подросткового возраста. Это обусловлено тем, что для диагностирования семьи и выявления особенностей семейного воспитания необходима диагностическая работа не только с обоими родителями, но и с ребенком.
Методика проведения психологического исследования
Психодиагностическое обследование - деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз.
Проведение психодиагностического обследования предполагает наличие цели, объекта и предмета обследования.
Диагностирование может быть определено как социально-коммуникативный процесс получения и переработки психологом информации об оцениваемой личности. Применяя различные вспомогательные средства, экспериментатор получает все более и более точную картину индивидуальных особенностей человека в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологической оценки ведущего фактора развития, решения поставленной диагностической задачи.
Начинать психологическое обследование рекомендуется со знакомства: вначале психолог должен представиться испытуемому, объяснить, что он намерен делать и зачем, далее предоставляется возможность представиться самому клиенту. При диагностике в обязательном порядке указывается возраст испытуемого (у детей дошкольного возраста отмечается полное количество лет и месяцев, прошедших со дня рождения). Достижение контакта и качественного взаимопонимания между диагностом и клиентом позволяет должным образом мотивировать испытуемого, поддерживать и стимулировать его интерес к выполняемым психодиагностическим процедурам, и, соответственно, дает основания ожидать получения объективных психодиагностических данных. А. Анастази подчеркивает, что во всех ситуациях психодиагностического обследования диагносту необходимо убедить испытуемых в том, что в их собственных интересах важно получить по методикам (тестам) показатели, правильно отражающие их возможности. Для этого используется не только прямое убеждение («это важно, чтобы...»), психолог также опирается на достигнутый эмоциональный контакт и доверительные отношения с клиентом. При объяснении целей обследования для снятия избыточной тревоги, стресса следует иметь в виду, что для большинства людей более приемлемой оказывается проверка внимания, памяти, состояния нервной деятельности, а не «ума», «интеллекта» или «способностей». По этой причине диагност должен заранее прогнозировать все возможные последствия того, как будет сформулирована цель обследования в предварительной беседе с клиентом.
При построении психодиагностического обследования важно учитывать, что в ряде случаев испытуемые негативно реагируют на предъявление простого задания. В других ситуациях диагност может столкнуться с тем, что неуверенность испытуемого и сомнения в своих способностях затрудняют его вхождение в ситуацию обследования. В такого рода случаях важно, опираясь на сведения, полученные в ходе предварительной беседы с испытуемым, правильно выбрать уровень сложности заданий, которые будут предъявлены на первом этапе, чтобы обеспечить необходимый интерес и мотивацию со стороны обследуемого к участию в эксперименте, гарантировать его положительное отношение к проводимому обследованию.
В целом проводимая беседа с испытуемым представляет собой очень важный элемент психодиагностического обследования. Условно в ней можно выделить две части: первая часть осуществляется до эксперимента или после него, т.е. это беседа в узком смысле слова; ее направление задается поставленной практической задачей, необходимостью установить контакт с испытуемым, оценить его эмоциональное состояние и отношение к эксперименту и психологу, в ходе этой беседы не проводится экспериментов.
Вторая часть беседы - это беседа во время выполнения экспериментальных заданий. Эксперимент - это всегда та или иная форма, способ общения с испытуемым
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.