Экономическая диагностика потенциала предприятия. Оценка взаимосвязи элементов конкурентоспособного потенциала предприятия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Свойства системы – это способность решать какие-либо задачи для достижения целей организации. Элементы описываются характеристиками, которые определяют объекты оценок и инструментарий воздействия на элементы через эти характеристики. Факторы это то, что определяет характеристики элементов и (или) изменение этих характеристик.

Принципиальная схема проведения диагностики конкурентоспособного потенциала промышленного предприятия должна, на наш взгляд, включать следующие этапы:

1.  Формирование методологии диагностики элементов, образующих конкурентоспособный потенциал предприятия.

2.  Выявление элементов, характеризующих состояние внешней средыи конкурентоспособного потенциала промышленного предприятия.

3.  Группировка элементов,  их характеристик и факторов,  анализвнутригрупповых и межгрупповых связей.

4.  Разработка методики формализованной оценки элементов, образующих конкурентоспособный потенциал промышленных предприятий.

5.  Интегральная оценка конкурентоспособного потенциала промышленных предприятий с учетом неравнозначности влияния элементов на КППП.

6.  Выявление конкурентов, находящихся на целевом или новом рынках

7.  Сбор исходной информации о конкурентоспособном потенциале предприятий-конкурентов.

8.  Определение сильных и слабых элементов конкурентоспособногопотенциала предприятия по сравнению с соответствующими элементамипотенциала конкурентов.

9.  Оценка синергизма элементов, образующих КППП.

10.  Формирование   стратегии   обеспечения   конкурентоспособности предприятия на основе проведенных исследований.

11.     Разработка комплекса мероприятий по организационному сопровождению реализации стратегии конкурентоспособности предприятия.

Формализованная оценка элементов, образующих конкурентоспособный потенциал промышленного предприятия может быть проведена на основе методики, которая позволяет провести оценку каждого элемента, образующего конкурентоспособный потенциал предприятия, а затем, используя полученные результаты, рассчитать интегрированный показатель КППП.

К сожалению, на предприятиях не существует единой информационной базы для анализа конкурентоспособности, которая включала бы показатели анализа их потенциала. В хозяйственной практике используется множество технико-экономических показателей, всесторонним анализом характеризующих происходящие процессы. Однако оценки для элементов, образующих конкурентоспособный потенциал промышленного предприятия, многие из этих показателей не являются необходимыми. Возникает задача определения как можно меньшего набора технико-экономических показателей, с помощью которых будет получена информация о элементах КППП, позволяющая проводить, собственно, его оценку и сравнивать с предприятиями-конкурентами.

Производственный потенциал предприятия описывается следующими характеристиками: объем произведенной продукции или услуг, производственная мощность, степень использования основных фондов, срок окупаемости затрат, стоимость общих затрат на производство, обеспечение активности предприятия на рынке. Учитывая эти характеристики, оценку производственного потенциала предприятия как составляющего элемента его конкурентоспособного потенциала логично будет провести по формуле:

                                 ,                                (1)

где Vпp. i. – объем производства предприятием продукции i-ro вида в мировых ценах;

Ер – емкость соответствующего национального или мирового рынка по продукции i-ro вида.

Емкость рынка оценивается по фактическому объему продаж изучаемой продукции. Например, предприятие в соответствии со своим производстве иным потенциалом может выпустить продукции i-ro вида на 20 млн. грн, а фактическая емкость отраслевого рынка составляет 2 млрд. грн. Расчетный показатель в этом случае равен 1%, т.е. производственный потенциал данного предприятия не позволяет ему доминировать на рынке, определять его приоритеты, перспективы развития. Данное предприятие, не являясь ведущим на рынке, вынуждено приспосабливаться к политике ведущих конкурентов. Изменить сложившуюся ситуацию возможно только за счет существенного наращивания собственных производственных возможностей с тем, чтобы занять лидирующую позицию на рынке или осуществлять стратегию "быстрого второго".

Инновационный потенциал предприятия можно охарактеризовать множеством показателей, таких как: увеличение объема продаж, улучшение потребительских свойств продукции, удельный вес инновационных преобразований, экономичность норм и нормативов. Совокупная оценка инновационного потенциала должна учитывать следующие условия:

реальное превышение по отдельным инновационным позициям параметров продукции конкурентов, присутствующих на рынке;

сравнение производится по инновационному уровню серийно выпускаемой

Похожие материалы

Информация о работе