Организация разработки и реализации стратегии управления конкурентоспособным потенциалом промышленных предприятий

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Эффективным стилем руководства для современных менеджеров может стать стиль, получивший название "участие в управлении". Для этого стиля руководства характерны следующие черты: регулярное совещание руководителя с подчиненными; открытость в отношении между руководителем и подчиненными; вовлечение подчиненных в разработку и принятие решений; делегирование подчиненным ряда полномочий; создание особых групповых структур, наделенных правом принятия решений; предоставление работникам возможности разрабатывать новые идеи; поддержание в подчиненных чувства социальной значимости, защищенности, ответственности, возможности профессионального и должностного роста.

Такое руководство предупреждает сопротивление персонала изменениям, способствует повышению эффективности работ по управлению конкурентоспособным потенциалом предприятия.

Распространенное представление о том, что для успешного проведения изменений достаточно, чтобы в организации был один человек с колоссальными умственными и лидерскими способностями, является ошибочным. Очень часто действительно один человек, лидер, может стать в определенном смысле инициатором изменений, но для их реализации лидерство в организации не должно заканчиваться на этом человеке.

Существует два основных объяснения этого условия. Оба они связаны со скоростью принятия управленческих решений в быстро изменяющихся условиях внешней среды: 1) преимущество команды в принятии оптимального решения; 2) преимущество команды в донесении причин и обосновании правильности решения до работников организации.

Характеристиками успешно созданной движущей коалиции являются следующие:

1. Наличие необходимых полномочий, которые потребуются для обеспечения реализации изменений в том случае, когда изменения блокируются со стороны среднего звена управления.

Наличие знаний и опыта – в команде должны быть представлены люди с самыми разноплановыми знаниями и опытом для разработки наиболее адекватных решений организации.

Наличие кредита доверия, что является очень важным для обеспечения доверия к деятельности движущей коалиции и к изменениям вообще со стороны работников организации иразличных заинтересованных лиц.

Наличие лидерских качеств у членов команды. Это требование является особенно важным для успеха проводимых изменений. Только люди, являющиеся лидерами в своей организации, смогут провести ее через процесс изменений, который чаще всего является достаточно болезненным.

В современном менеджменте выделяют несколько направлений управления сопротивлениями при проведении реализации стратегии: "стартовая площадка", принудительный метод проведения изменений, адаптивные изменения, управление кризисной ситуацией, метод "аккордеона". Все эти методы могут быть применимы на предприятиях.

И Ансофф дает следующие рекомендации по применению методов. Когда не хватает сил или времени, необходимо использовать метод управления в кризисных условиях. Когда сил достаточно, а изменения безотлагательны, наиболее приемлем принудительный метод. Когда времени достаточно, более привлекателен адаптивный метод, так как в этом случае снижается до минимума сопротивление и, следовательно, дополнительных усилий не требуется. В обычных условиях достаточно действенны методы создания "стартовой площадки" и "аккордеона".

"Стартовая площадка" – это ряд предпосылок, обеспечивающих равновесие между силами действия и противодействия, необходимая для начала осуществления изменений. Она позволяет начать процесс планирования, но отнюдь не гарантирует принятия и реализации плана. Это означает, что усилия по снижению сопротивления уменьшат его только до такой степени, которая позволит успешно начать процесс изменений. Наблюдения и контроль за сопротивлением должны продолжаться до завершения процесса изменений. Предложения по контролю поведения персонала содержат:

Привлечение топ-менеджмента для участия в реализации стратегии укрепления и развития конкурентоспособного потенциала предприятия.

Анализ поведения персонала с точки зрения ожидаемого сопротивления.

Подготовка плана решения проанализированных проблем, которые охватывают распределение власти, закрепление полномочий, применение современных подходов к лидерству и управлению персоналом.

Проведение структурных изменений, снижающих сопротивление людей, от которых ожидалась оппозиция, а также создание коалиции сторонников изменений, достаточно мощной для преодоления сопротивления на начальной стадии процесса.

Планирование перемен таким образом, чтобы снизить сопротивление и обеспечить одобрение изменений.

Метод "аккордеона" может применяться, когда времени больше, чем необходимо для принудительных, и меньше, чем для адаптивных изменений. Продолжительность процесса изменения подгоняется под имеющееся время

Похожие материалы

Информация о работе