«Утверждено»
на заседании
учебно-методического совета
«_____» _________20____г.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
ЗабГГПУ
Филологический факультет
Кафедра журналистики и связей с общественностью
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Журналистика» (№ 031300) – бакалавриат
Составил: д.ф.н., профессор
Утверждено на заседании кафедры журналистики и связей с общественностью ________________
Зав. кафедрой _____________
Согласовано с УМК факультета
«_____» _________________200_____г.
Председатель УМК __________________
1. Организационно-методический раздел
Наименование дисциплины |
Основы журналисткой деятельности |
Цикл |
Профессиональный цикл; Профессионально-творческий модуль |
Количество кредитов |
7/1 |
Цель дисциплины |
формирование базовых представлений о специфике журналистики как информационной социально-ориентированной деятельности, содержание которой заключается в создании авторских журналистских текстов и организации определенного уровня взаимодействия с другими производителями СМИ и аудиторией. |
Задачи дисциплины |
1) 1) дать представления о месте и роли журналистики в обществе; 2) 2) познакомить с уровнями и аспектами исследования медиатекста; 3) 3) рассмотреть профессию журналиста как особый вид творческой деятельности; 4) 4) показать разнообразие методов, приемов, форм сбора, обработки и изложения информации; 5) 5) дать представление о специфике создания журналистского текста с учетом требований различных жанров; 6) 6) рассмотреть проблемы эффективного взаимодействия с аудиторией с учетом особенностей современного информационного пространства |
Междисциплинарное поле знаний |
|
Смежные дисциплины |
Понятийный аппарат |
лингвистика (теория текста), литературоведение, теория коммуникации, социология, социальная философия, культурология |
медиатекст (синтактика, семантика, прагматика текста), интертекстуальность; структурно-композиционное решение текста (тема, идея, образ, факт, ссылки, цитаты, цифры, работа через деталь, композиция, монтаж, хедлайн, лид, архитектоника, жанр, метазнак идейно-тематического решения произведения и др.); акусфера / эйдосфера СМИ; методология познания и изложения; информационная политика, коммуникативная стратегия; функциональное поле журналистики; фактор интереса аудитории, интерес – потребность – внимание, российский менталитет, концепты - константы; информационное пространство |
2. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (ПК-23, ПК- 25, ПК-27 по ФГОС ВПО): знание принципов работы с источниками информации и методов ее сбора (интервью, наблюдения, работа с документами), селекции, проверки и анализа, а также методов прецезионной (точной) журналистики; знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики; углубленное знание особенностей новостной журналистики и представление о специфике других направлений (проблемно-аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика и т.п.).
Ожидаемые результаты (диагностическая карта дисциплины)
Приобретенная компетенция |
Уровень сформированности компетенции |
Я знаю и понимаю |
Пороговый: 1) ■ круг профессиональных обязанностей журналиста, 2) основные методы получения информации; 3) ■ базовые характеристики медиатекста как продукта профессиональной творческой деятельности, 4) ■ основные отличия текстов разных жанровых групп |
Стандартный: 1) ■ круг профессиональных обязанностей журналиста, 2) ■ структурно-содержательные особенности современного информационного пространства, 3) ■ методы получения информации (традиционные и нетрадиционные); 4) ■ существующие разновидности и форматы журналистского творчества; 5) ■ базовые характеристики медиатекста как продукта профессиональной творческой деятельности, 6) ■ отличия текстов разных жанровых групп, 7) ■ технологию привлечения внимания определенного сегмента СМИ |
|
Эталонный: 1) ■ круг профессиональных обязанностей журналиста, 2) ■ структурно-содержательные особенности современного информационного пространства, 3) ■ различные методы получения информации (традиционные и нетрадиционные), 5) ■ существующие разновидности и форматы журналистского творчества, 6) ■ многообразные характеристики медиатекста как продукта профессиональной творческой деятельности, 7) ■ многочисленные отличия текстов разных жанровых групп, 8) характеристику и технологию привлечения внимания аудитории российских СМИ, 9) ■ смысл и содержание различных направлений деятельности редакции (работа с письмами и обращениями населения, общественные суждения, взаимодействия с социальными институтами и т.д.) |
|
Я умею |
Пороговый: 1) ■ находить необходимые источники информации, 2) ■ оперативно получать нужные сведения, используя различные методы, 3) ■ подготовить и написать текст в информационном формате |
Стандартный: 1) ■ хорошо ориентироваться в информационной среде, 2) ■ быстро находить необходимые источники информации, 3) ■ оперативно получать нужные сведения, используя традиционные методы |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.