Основы конструирования. Основные критерии работоспособности деталей машин. Передачи, классификация, основные соотношения. Энергетический и кинематический расчеты привода, страница 4

Вкладыши под-ов м.б. вып-ны из мат-ов: чугун, бронза, баббит, неМе. Осн критерием работосп-ти подшип скол явл износост-ть. Для оценки надеж-ти и работос-ти под-ов служат среднее давл-е на трущ-ся пов-ях.  


19. Подшипники качения. + и - .Область применения.

Подшип кач сост: внутр и наруж кольца (с дородками кач) тела качения уст-ны м/у кольцами и дор-ми кач, сепаратора. Достоин-ва: мал стоим-ть благодаря массовому произ-ву, мал потери на трение, незнач нагрев, выс степень взаимозам-ти, что облегчает ремонт и монтаж машин, мал расх смазки, не треб-т особого вним-я и ухода. Недост-ки: выс чув-ть к ударным нагр-м, мал надежн в выс скор приводах, срав-е бол радиал-ераз-ры, шум при выс скор. Классиф-я: по форме тел кач-я(шарик-е, ролик-е), по напр-ю воспр-й нагр (радиал, радиалупорн-е, упорн-е, упорнорад-е), по числу рядо тел кач (одноряд, многоряд), по возм-ти самоуст-я (самоут-ся, несамоуст-ся), по сериям (особо лег-е, лег-е, средн серии, тяж серии).Тип подш маркир-т нанесен ряда цифр и букв. Условно обаз внутр диам, серию, тип, конструк-е разновид-ти. 2цифры справа обозн внутр диам для подш с диам 20-495мм раз-р диам опред умнож этих цифрт на 5. 3 цифра справа обоз-ет серию подшип (1,2,3,4), 4 цифра справа обоз тип подш (0-9) 5,6 цифры справа обоз-ют отклонение конструк-и подшип от основного типа. Одна или две цифры впереди цифр усл обоз-я указ-т класс точности(0,6,5,4,2)

 


20. Подбор подш-в качения.

При констр-и машин подш кач не констр-ся и не рассчит-ся, а подбир-ся из числа стандар-ых. Подобр подшип пров-ся на долговечность, кот рассчит-ся , где С-дин нагр, Р-эквивал дин нагр, m=3 шар подш, m=3,33 ралик подш. Тип подш ориен-но опред по отн-ю осевой F и рад-ой. Эквивал дин нагр для рад и радупорн подш опред по форм-м    Х-коэфф рад нагр, Y-коэфф осев нагр, V- коэф вращ, Fa-осев нагр, Fr-рад-я нагр,КТ- темпер коэф.

21.Порядок подбора шар одноряд рад подш.

1. Ориент на легкую серю, по диам цапфы вала подбир подшип и выпис дин С и статич С0 грузопод-ти. 2. Зад-ся коэф-ми V3. Опред соотн-е Fa/C0, приним знач коэф осевого нагр-я e. 4. Выч соотн-е Fa/FrV , срав-ют с коэф-м e и приним коэф X и Y по табл. 5. Вычис эквив дин нагр 6. Опред долг-ть подш-ка 7. Сравнив расчет долг-ть с требуемой [Lh], Для подш ред-а [Lh]=10000-25000.

 


22 Резьбовое соед. Общ свед-я. Классиф. Соед дет болт.

Они образ крепеж дет (болты, винты) посред-ом резьбы. Резьба получ-ся путем прорез-я или накатки канавок опред проф по винт линии. Винт линия предс собой гипотенузу прям-го треуг-а при наверт-и его на круговой цил-р. Дост-ва: выс надеж-ть, мал ст-ть, простота сборки и замены резьб соед-я, возмож-ть примен однотипных станд-ых дет. Недост-ки: концент-я напр-я в резбе сниж-я просчность креп-ых дет. Класс-я: по форме пов-ти на кот образ резьба(цил-ая, кон-ая), поформе проф-я витка (треуг, прям-я, трапец-я, упорная, круглая), по напр винт линии(прав, левая), по числу заходов (однозах, многозах), по назнач(крепеж, ходовые).

 


23. Силов соот-я, усл самоторм-я. КПД винт пары.

Необход окр-я сила опред где угол подъема винт линии угол подъема винт линии, где f-коэф трения, α-угол профиля. Усл самоторм-я в винт паре рпи кот статич осевая сила не вызыв соамоторм-е гайки выр-ся ψ<ρ|, КПД винт пары опред  

24. Расчет резьб соед на прочн-ть

Осн критерием работосп-ти явл проч-ть. Расчеты на проч-ть сводят-ся к опред внутр диам резьбы болта, винта, шпильки.

1. Резб соед загр осев силой  2. Винт загруж осевой силы и крут моментом

 3.Болт уст-ен в отверстие без зазора и раб на срез 4.Болт-е соед-е нагруж попер-ой силой, болт уст-не в отв-е с зазором.  сила затяжки, где К=1,2-2,0 коэф запаса по здвигу дет. i-число пов-ых стыков. F-0,15-0,2 коэф трения, z-число болтов.


25. Шпоноч соед. + и - .Область применения.Классиф.