Российское образование и тенденции мирового развития
Тенденции, формирующие систему образования
-
Старение общества
-
В странах рождается все меньше и меньше детей
-
Сокращение численности детей
-
Мы стали жить дольше
-
Новая структура населения – изменение численности разных возрастных групп
Общий уровень рождаемости: количество детей на одну женщину
* Для обеспечения стабильного прироста народонаселения в стране
в среднем на одну женщину должно приходится 2.1 ребенка
Средний возраст женщин на момент рождения первого ребенка
Тенденции, формирующие систему образования
-
Увеличение продолжительности жизни
Тенденции, формирующие систему образования
-
Изменение возрастной структуры населения
возраст
Млн, человек
Вопросы к обсуждению
-
Как действовать управленцам в условиях сокращения численности учащихся, закрытия школ?
-
Используется ли возможность выделения дополнительных ресурсов на обучение каждого учащегося и вовлечение его в инновационные программы?
-
Как влияет на обучение возрастные родители и отсутствие братьев (сестер)? Как школы должны на это реагировать?
Вопросы к обсуждению
-
Если продолжительность жизни составляет 80-90 лет, то что должно давать молодым людям образование?
-
Какую роль должна играть система образования в удовлетворении образовательных и культурных потребностей людей старшего возраста?
-
Как затронет сектор образования увеличение количества немощных людей?
Вопросы к обсуждению
-
Как изменится «возраст окончания школы», «трудоспособный возраст», «возраст ухода на пенсию» и в какую сторону?
-
Будут ли возрастать государственные расходы на здравоохранение и пенсионное обеспечение? Будут ли возрастать налоги и кто их будет платить?
-
Можем ли мы постоянно удлинять временные периоды на получение начального образования молодыми людьми? Нужно ли предоставлять гарантии возвращения в систему образования в более позднем возрасте?
Глобальные вызовы
-
Мы живем в глобальном мире
-
Численность населения планеты растет
-
Между богатыми и бедными странами углубляются различия в уровне развития
-
Чем активнее миграция населения, тем больше различий
-
Проблемы в сфере экологии не имеют государственных границ
Разрыв между богатыми и бедными
ВВП на душу населения
Мобильность населения
-
Избавление от бедности
-
Восстановление стареющего общества, приток «молодой крови»
-
Утечка «мозгов»
-
Население иностранного происхождения – 10%
-
«Хочешь через несколько лет говорить на одном языке со своим начальником – учи китайский»
Глобальные вызовы в сфере экологии
-
Общее потепление климата на планете
-
Повышение уровня моря - изменение биоразнообразия планеты
Вопросы к обсуждению
-
Можно ли считать реально достижимой цель-предоставление начального образования каждому, учитывая, что к середине XXI века численность населения увеличится еще на 3 млрд. человек?
-
Как решать проблемы, связанные с малочисленными школами в сельской местности?
-
Может ли школа стать «социальным символом надежды» для городского населения после переезда из сельских районов с их прочными социальными связями?
Вопросы к обсуждению
-
Приводит ли увеличение национальных капиталовложений в образование к экономическим последствиям, которые неизбежно ведут к росту глобального неравенства?
-
Как можно реализовать процесс образования в условиях крайней бедности?
-
Должны ли учащиеся знать больше о ситуации во всем мире?
Вопросы к обсуждению
-
Какую роль должно играть образование в формировании знаний, подходов и поведения, которые способствовали бы решению экологических проблем?
-
Может и должно ли образование служить противовесом поведению, которое представляет угрозу для окружающей среды?
Глобальная экономика. Наукоемкая экономика услуг
-
Глобализация –объединение и интернационализация национальных экономик. Межнациональные корпорации работают в международной сфере.
-
Тенденция – глобальное перераспределение рабочих мест
-
Изменение структуры экономики – в пользу сферы услуг (до 75%). Увеличение доли расходов на НИОКР в развитых странах на 0,19% за 10 лет.
Вопросы к обсуждению
-
Способствует ли образование развитию творческих способностей, необходимых для участников инновационных процессов?
-
Способствует ли возрастающая экономическая роль азиатских стран внесению изменений в содержание и формы образовательных систем других стран?
Вопросы к обсуждению
-
Может и должна ли система образования учитывать положение на будущем