Российское образование и тенденции мирового развития
Тенденции, формирующие  систему образования
- 
Старение общества
- 
В странах рождается все меньше и меньше детей
- 
Сокращение численности детей
- 
Мы стали жить дольше
- 
Новая структура населения – изменение численности разных возрастных групп
Общий уровень рождаемости: количество детей на одну женщину

* Для обеспечения стабильного прироста народонаселения в стране 
в среднем на одну женщину должно приходится 2.1 ребенка 
Средний возраст женщин на момент рождения первого ребенка

Тенденции, формирующие  систему образования
- 
Увеличение продолжительности жизни

Тенденции,  формирующие систему образования
- 
Изменение возрастной структуры населения
возраст
Млн, человек
Вопросы к обсуждению
- 
Как действовать управленцам в условиях сокращения численности учащихся, закрытия школ?
- 
Используется ли возможность выделения дополнительных ресурсов на обучение каждого учащегося и вовлечение его в инновационные программы?
- 
Как влияет на обучение возрастные родители и отсутствие братьев (сестер)? Как школы должны на это реагировать?
Вопросы к обсуждению
- 
Если продолжительность жизни составляет 80-90 лет, то что должно давать молодым людям образование?
- 
Какую роль должна играть система образования в удовлетворении образовательных и культурных потребностей людей старшего возраста?
- 
Как затронет сектор образования увеличение количества немощных людей?
Вопросы к обсуждению
- 
Как изменится «возраст окончания школы», «трудоспособный возраст», «возраст ухода на пенсию» и в какую сторону?
- 
Будут ли возрастать государственные расходы на здравоохранение и пенсионное обеспечение? Будут ли возрастать налоги и кто их будет платить?
- 
Можем ли мы постоянно удлинять временные периоды на получение начального образования молодыми людьми? Нужно ли предоставлять гарантии возвращения в систему образования в более позднем возрасте?
Глобальные вызовы
- 
Мы живем в глобальном мире
- 
Численность населения планеты растет
- 
Между богатыми и бедными странами углубляются различия в уровне развития
- 
Чем активнее миграция населения, тем больше различий
- 
Проблемы в сфере экологии не имеют государственных границ
Разрыв между богатыми и бедными
ВВП на душу населения

Мобильность населения
- 
Избавление от бедности
- 
Восстановление стареющего общества, приток «молодой крови»
- 
Утечка «мозгов»
- 
Население иностранного происхождения – 10%
- 
«Хочешь через несколько лет говорить на одном языке со своим начальником – учи китайский»
Глобальные вызовы в сфере экологии
- 
Общее потепление климата на планете
- 
Повышение уровня моря  - изменение биоразнообразия планеты
Вопросы к обсуждению
- 
Можно ли считать реально достижимой цель-предоставление начального образования каждому, учитывая, что к середине XXI века численность населения увеличится еще на 3 млрд. человек?
- 
Как решать проблемы, связанные с малочисленными  школами в сельской местности?
- 
Может ли школа стать «социальным символом надежды» для городского населения после переезда из сельских районов с их прочными социальными связями?
Вопросы к обсуждению
- 
Приводит ли увеличение национальных капиталовложений в образование к экономическим последствиям, которые неизбежно ведут к росту глобального неравенства?
- 
Как можно реализовать процесс образования в условиях крайней бедности?
- 
Должны ли учащиеся знать больше о ситуации во всем мире?
Вопросы к обсуждению
- 
Какую роль должно играть образование в формировании знаний, подходов и поведения, которые способствовали бы решению экологических проблем?
- 
Может и должно ли образование служить противовесом поведению, которое представляет угрозу для окружающей среды?
Глобальная экономика. Наукоемкая экономика услуг
- 
Глобализация –объединение и интернационализация национальных экономик. Межнациональные корпорации работают в международной сфере.
- 
Тенденция – глобальное перераспределение рабочих мест
- 
Изменение структуры экономики – в пользу сферы услуг (до 75%). Увеличение доли расходов на НИОКР в развитых странах на 0,19% за 10  лет.
Вопросы к обсуждению
- 
Способствует ли образование развитию творческих способностей, необходимых для участников инновационных процессов?
- 
Способствует ли возрастающая экономическая роль азиатских стран внесению изменений в содержание и формы образовательных систем других стран?
Вопросы к обсуждению
- 
Может и должна ли система образования учитывать положение на будущем