Вопросы к экзамену и зачету по курсу «Основы экологии и экономика природопользования» (Природопользование как объект изучения курса. Основные направления и формы международного сотрудничества в экологической сфере), страница 3

5.Учение В.И.Вернадского о биосфере. В основе учения о биосфере лежат представления о планетарной геохимич роли живого вещества в образовании биосферы как продукта превращен веществ и энергии в ходе геологич развития Земли. Биосфера – область активн жизни организм, охватыв нижн часть атмосф, всю гидросф и верхн часть литосф, котор взаимосвяз сложн биохимич процессами перераспредел энергии и вещества.  Живое вещество представлено совокупностью живых организм, существ в данный момент времени и численно выражено в элементарном химич составе, весе,энергии. В составе биосферы выдел компоненты: *живое вещ- растен, живо тн, микроорганиз.*косное вещ- нежив тела или явлен (горные породы неорганич происхожден и вода, представл субстрат и среду обитания живых организм) *биокосн вещ – результ взаимод живого и неживого вещ (кора,осадочн породы,ил) *биогенное вещ – органич и орган-минерал продук, создан живыми организм на протяжен геолог истории (камен уголь,горюч сланцы,нефть,торф) *вещ радиактивн распада,*вещ космич происх в форме метеоритов, космич пыли.Область распр жив орган: в атмосф – высотой 8-18 км, в литосф – глубин 3 км и вся гидросфера. Свойства: 1)централизован сист – центр звеном явл жив вещество.2) открытая – она испытыв воздейс космич сил (солн активн).3) саморегул- способн возвращ в исходн сост , гасить возникающ возмущ включением ряда механизм. 4)характер больш разнообраз – разн среды жизни,разнообр природ зон,налич регионов. Важное свойство – налич в ней                        механизм,  обеспеч кругообор вещ и связанную с ним неисчерпаемость отдельн химич элементов и их соединен. Благодаря этому обеспеч непрер процесс в биосфере и её потенциальн бессмертие.

9.Природно-ресурсный потенциал и его значение. Общая оценка природно-ресурсного потенциала Республики Беларусь. Природ-ресур потенциал - способн природ систем без потерь для себя отдавать необход человеч продукц и выполнять полезн для него работу в границах хоз-ва данного историч типа. Или совокупн природ ресурс территор котор могут быть использ в хоз-ве с учетом тенденций НТП. Наличие прир ресур явл главным условием размещен произв сил на данной територ. Прир рес потенц страны оказыв влияние на её рыночн специализ и место в территор разделении труда. Прир рес явл важнейш но не примен услов развития хоз-ва.Прир услов и ресур оказыв существ влияние на деят потреб кооперац.Коопер промыш распол в сел местн, где заним заготовк и  перераб местн сел-хоз сырья. Перемещ части вещ и энергии из окруж среды к местам перераб тем самым вовлекая в ресур цикл – вовлеч рес в хоз оборот, превращ и возвращ  в трансформир виде. Ресур цикл фактич не замкнут. На каждом его этапе неизбежны потери явл в основн следств особен технологий. Охрана окруж среды от загрязн основыв на совершенств ресур цикла на всех его этапах. Благод НТП в ресур циклы вовлек все больше колич вторичн матер, что приводит к экономии первичн природ ресур. Повышение эффективности функционир цикла энергоресурс достиг путем уменьшен потерь при добыче и трансп сырья.

1.«Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина, которая синтезир знания естествен, обществ, экономич наук. Объектом изучен – природопользован. В связи с необход четко представлен специфики природн компонентов, входящ в состав Экол-эконом систем, данный курс тесно связан с природоведч отраслями знаний: геология,почвовед,биологией,лесоведен,метеоролог, гидролог,ланшафтоведен и др.Связь Экологии и эконом природопол с техническ науками обусловл тем, что экологизация производства, совершенствование технологий с целью снижения негатив воздейств произ-ва на природ среду невозможны без учета новейш достиж науки и техники.Функции  эколого-экономических исследований и учебного курса «ОЭ и ЭП» 1)направляющ (обоснование экологич целей и выбор главн путей их реализац).2)координирующ (сбалансиров важнейших пропорций в потреблении природн ресурсов и согласов произв интересов природопользователей с экологич интересами общества). 3 )стимулирующ (активизац природоохр деятельн субъектов хозяйствов и общества в целом). Задачи: изучение теоретич основ общей экологии, особенностей рациональн использования и охраны природн ресурсов,хоз-го механизма природопользования, адекватного рыночной экономике, а также экологич проблем РБ и путей их решения. Целью изучения данного курса - формирован у студ экологич мировоззрен, овладение комплексом специальных знаний, связанных с биосферой, техносферой, экономикой природопользован .