Лекция №6. Философия права 20 столетия
ПЛАН
1. Основные черты философии права 20 столетия.
2. Современная трансформация позитивизма. Неопозитивизм.
3. Концепция возрожденного естественного права 20 столетия.
4. Современные концепции естественного права интерсубъективного направления.
Развитие философско-правовой мысли 20 столетия происходило под воздействием противоречивых социально-политический процессов. Две мировые войны, социальные революции, образовались две противостоящие политические системы, исчез колониализм.
Проблемной целью темы является выделение основных философско-правовых учений, школ, течений и направлений 20 века, раскрытие их сущности и роли в правовых явлениях современного мира.
1. Основные черты философии права 20 столетия.
1) концептуальный образ мира права предстает в единстве внутреннего и внешнего опыта права, его смыслового и предметного аспектов;
2) расширение подходов рассмотрения права «изнутри» как способа человеческого бытия, основанного на сосуществовании субъектов. То есть, осмысление права в парадигме интерсубъективности, которая выражает тенденцию дальнейшей гуманизации и персонализации права.
Интерсубъективность как ведущий способ обоснования права в современных культурно-исторических условиях позволяет, прежде всего, раскрыть многогранность правовой реальности в двух ее основных аспектах: онтологическом и философско-антропологическом.. В философии права заметен значительный поворот к антропологичекому аспекту. Он обусловлен влиянием общефилософских течений – экзистенциализма, феноменологии, аксиологии, синергетики, герменевтики. Обретает силу тенденция приоритетности личности и ее субъективных прав, построения субъективного мира личности.
Исчерпала себя классическая форма философствования и осуществился переход к новой – неклассической парадигме мышления и сознания.
Классическая модель осмысления права базируется на уяснении общих принципов, которые не связаны с актуальным существованием людей и вещей. (метафизический подход классических концепций естественного права).
Неклассическая модель осмысления права состоит в исключении собственно транцендентального плана бытия и в отрицании признания его как единого носителя моносубъекта (индивидуального или социального).
3) Одной из особенностей философско-правовой мысли 20 столетия является обострение полемики между юридическим позитивизмом и учением о природном праве (юснатурализмом) Правовой позитивизм акцентирует внимание на внешней стороне правовой реальности, исключая морально-духовные моменты в понимании и обосновании права. С критикой позитивизма выступили известные философы-правоведы О. Хеффе, А. Кауфман, Г. Хенкель, Э. Фехнер, Г. Коинг, Г.А. Шварц-Либерман фон Валендорф, Дж. Роулз, М. Мюллер, Л. Фуллер. Протест против засилья позитивизма в философии и юриспруденции способствовали возрождению природного права во всей мировой философско-правовой мысли 20 века.
4) Под воздействием доктрины природного права многие представители позитивизма отказались от ряда традиционных представлений о праве. Например, уже никто не считает закон единственным источником права. В недрах юридического позитивизма появились новые подходы к пониманию и обоснованию права (лингвистический, юридико-логический, структуралистский и другие). В конечном счете позитивизм трансформировался в неопозитивизм.
5) Заметной чертой современной философии права является обоснование способа рассмотрения права исключительно в социальном контексте. Право мыслится не как исторический набор норм, а как процесс, как социальное действие людей. По утверждению представителей социологизма, право реализуется в процессе толкования, применения и создания социальных норм. Социальные нормы не функционируют автоматически, их действенность зависит от их использования и интерпретации людьми.
6) В современной философии права наблюдается тенденция отстаивания приоритета личности и субъективных прав. В конституциях разных государств закреплены основополагающие принципы ценности человеческой жизни, свободы, равенства прав. Эти принципы выводятся из представления о том, что неприкосновенность человеческого достоинства является критерием права и «человеческого измерения!» основного закона. Подтверждением этой мысли является и увеличение теорий справедливости в философско-правовой мысли (Ю. Хабермас, Дж. Роулз).
7) Выдающиеся философы Запада – Р. Дворкин, Дж. Роулз, Ю. Хабермас, К.-О. Апель, Ч. Тейлор – являются авторитетными участниками специальных дискуссий
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.