Планы семинарских занятий по курсу "История России" (Россия в XVI веке. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Культура России конца XV-XVI вв. Первые Романовы), страница 4

Чтобы разобрать в историографии вопроса следует обратить внимание на труды С.М.Соловьева, С.Ф.Платонова, А.А.Зимина, И.И.Смирнова, Р.Г.Скрынникова, Н.И.Павленко, А.Н.Сахорова. Ознакомившись с точками зрения историков по данной проблеме следует сформулировать собственный ряд причин «Смутного времени» в России.

Второй вопрос предполагает изучение феномена самозванства в русском государстве, его причины, представителей, значение.

Третий вопрос предполагает изучение крестьянского восстания под предводительством И.И.Болотникова. Помимо анализа причин, основных движущих сил, событийного ряда, следует определиться: было ли это простым восстанием крестьян или первой крестьянской войной в России (проработайте терминологический аппарат). Уделите должное внимание персоналиям. Источники по проблеме см. на

При ответе на четвертый вопрос основное внимание требуется обратить на главные этапы национально-освободительной борьбы русского народа против польско-шведской интервенции. Раскрыть причины неудачи первого ополчения, роль казачества в этой борьбе. Ответить на вопросы: В чем причины успеха второго ополчения? Какую роль в нем сыграли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский? Уделите внимание персоналиям. Подробнее см.: Texts/Dokumenty/Russ/XVII/1600-1620/Dok_nac_osv_borby/framepred.htm

Последний вопрос тесно переплетается с первым, т.к. вновь предполагает знание историографической ситуации по проблеме. Итогом подготовки должно стать собственное мнение по вопросу значения «Смуты» в русской истории.

Самостоятельная работа: —

Литература:

  1.  История России : учебник для вузов / А. С. Орлов [и др.] ; МГУ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2008. - 525 с.
  2. Кузнецов И. Н.  Отечественная история : учебник для вузов / И. Н. Кузнецов. - 4-е изд. - М. : Дашков и К, 2008. - 813 с. - Библиогр.: с. 810-813. - Рек. Мин. обр. РФ.
  3. Скворцова, Е. М.  История Отечества : учебник для вузов / Е. М. Скворцова, А. Н. Маркова. - 2-е изд., стер. - М. : ЮНИТИ, 2008. - 845 с. Бибиков М.В. Византийские источники по истории Древней Руси и Кавказа. – СПб.: Алетейя, 1999.
  4. Хрестоматия по истории России : учеб. пособие для студентов неист. фак. вузов / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина ; Моск. гос. ун-т. им. М.В. Ломоносова, Ист. фак. - М. : Проспект. Любое издание
  5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. – М., 2005.
  6. Волков В.А. Военные действия Московского государства в период «Смутного времени» (1604 – 1610 гг.) // Православный образовательный портал «Слово» – http://www.portal-slovo.ru/rus/history.

7.  Лисейцев Д.В., Рогожин Н.М. Россия после Смуты – время выбора // Отечественная история. – 2008. – № 5. – С. 39 – 50.

8.   Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 1997.

9.  Морозова Л.Е. Смута начала XVII в. глазами современников. – М., 2000.


Семинар 5

Первые Романовы

(4 часа)

1. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Внутренняя и внешняя политика первых Романовых.

2. Воссоединение Украины и России

3. Церковный раскол и его социально-политическая сущность и последствия.

4. «Бунташный век»

Методические рекомендации:

Отвечая на первый вопрос, следует дать анализ внутренней и внешней политики первых представителей новой династии Романовых: Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. При этом нужно отметить, что в условиях ослабления государственной власти во время смуты после нее возросла роль Земских соборов. Следует дать характеристику Соборного Уложения Алексея Михайловича (1649 г.), утвердившего принцип централизованного государства с авторитарной властью царя и окончательно оформившего крепостное право в России. Основные события внешней политики отразите на контурной карте.