Планы семинарских занятий по курсу "История России" (Россия в XVI веке. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Культура России конца XV-XVI вв. Первые Романовы)

Страницы работы

Содержание работы

Планы семинарских занятий

по курсу История России

для студентов 2 курса исторического факультета по направлению «История и право»

общее количество часов – 36 (в двух семестрах)

Приступая к подготовке к семинарским занятиям по курсу истории России с древнейших времен до XVII в. Следует учитывать некоторые рекомендации.

Прежде чем приступить к чтению источников по предлагаемым темам необходимо владеть базовой информацией по периоду. Этому будет способствовать ознакомление с лекционным материалом и информацией, содержащейся в рекомендуемых учебниках. Немаловажно, чтобы при подготовке к практическому занятию под рукой была карта, т.к. она способствует не только более четкому пониманию материала, но и служит своеобразной подсказкой.

Внимательно ознакомьтесь с планом практического занятия, методическими рекомендациями, списком источников и литературы. Обратите внимание на дополнительные письменные или творческие задания, выполнение которых обязательно. Указанные в плане термины являются направляющим векторов в подготовке и помогают еще раз осуществить самопроверку готовности к семинарскому занятию.

Обратите внимание, что не обязательно следовать точно по списку литературы, приложенному к плану семинарского занятия. Он является лишь направляющим вектором в вашей подготовке. Для историка важно уметь искать нужные источники и литературу. Воспользуйтесь возможностью и оттачивайте эти навыки постоянно, исследуя каталоги вузовских, городских и электронных библиотек, библиографическими списками в журналах и т.д. Обязательным для ознакомления и проработки являются лишь источники по теме.

Прежде чем приступать к чтению источника, необходимо вспомнить основные положения источниковедения, узнать информацию об его авторе, условиях возникновения, истории опубликования и т.д. Данная информация позволит более продуктивной извлечь необходимую для практического занятия информацию.

При подготовке ответов на каждый из предложенных в семинарском занятии вопросов ведите конспект. Он позволяет сделать мысли четче, а ответ лаконичнее. В конспекте не забывайте указать источник, которым вы пользовались. Кроме того, конспект учит грамотно излагать собственные мысли, связывать отдельные фрагменты источника для полноценного ответа. Не забывайте, что конспект должен быть написан читабельным языком и почерком, чтобы он смог стать действительным помощником во время устного ответа.

Обратите внимание, что в каждом плане семинарского занятия есть дополнительные письменные задания. Наиболее часто – это работа с контурной картой. Выполняя это задание, помните, что на карте не должно быть пустых мест, т.е. помимо требуемых семинаром обозначений, вы должны указывать границы государств, географические объекты и т.д. Помимо этого, необходимо заполнить собственную легенду карты: условные обозначения, которыми вы пользовались и их расшифровка.

Помните, что все работы, которые вы отдаете на проверку – это ваше отношение к тому, кому вы их сдаете. Другими словами, пользуется успехом продуманная и вычитанная работа, написанная читабельным почерком и языком, содержащая ваши собственные мысли, а не слизанная у соседа или из интернета.

Главное: для получения полной картины вопроса необходимо готовить все вопросы семинарского занятия. Выборочная подготовка приводит к фрагментарности усвоения материала, что вызывает трудности, как в восприятии истории России, так и в подготовке к аттестационным мероприятиям.

На семинарском занятии не следует читать, вы должны излагать материал самостоятельно, зачитывая лишь фрагменты из источника. Любой ответ должен быть полным, т.е. содержать вступление (вводный тезис, указание на источник, которым вы пользовались и т.д.), основную часть (раскрытие вопроса), вывод (ваше мнение по данному вопросу). Кроме того, не забывайте, что вопросов в плане практического занятия, как правило, много и каждый требует рассмотрения, а ваши сокурсники также готовились и хотят ответить, поэтому заранее позаботьтесь о том, чтобы ваш ответ был лаконичным и не повторял предыдущие выступления (этого можно добиться путем выделения в конспекте основных мыслей, идей, цитат и т.д.).

Учитывая эти пожелания, проявив интерес и приложив максимум усилий вы добьетесь несомненных успехов в изучении истории России и получении квалификации историка.

Обратите внимание, что к данному курсу применяется балловая система. Она рассчитывается следующим образом:

Присутствие на лекции или семинаре – 2 балла

Письменная работа на лекции – до 3 баллов

Ответ по учебнику или ксерокопии – 1 балл

Ответ по конспекту – 6 баллов

Самостоятельный ответ по источнику (интерпретированный) - 8 баллов.

Ответ по нескольким вопросам семинара + 5 баллов

Дополнение – 1 балл.

Несвоевременная сдача самостоятельной работы - -5 баллов за каждую работу.

Письменные работы по семинару или карта  - 25 баллов (за все работы вместе)

Внимание: чтобы получить допуск к зачету или экзамену нужно набрать не менее 69 % от суммы всех баллов.


СЕМЕСТР 4.

Семинар 1

Россия в XVI веке

 (4 часа)

1. Иван IV Грозный: характеристика личности.

2. Реформы Ивана Грозного.

3. Внешняя политика Ивана Грозного.

4. Опричнина.

Методические рекомендации:

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История России
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
37 Kb
Скачали:
0