Исследование проблем молодежи имеет давние традиции и являлось актуальной во все времена. По своей направленности и по своему назначению они частично совпадают с традициями, известными из гуманитарных наук Европы и Америки. Как и там, в России в разные времена многообразные концепции молодежи выражали и продолжают выражать ожидания общества от новых поколений.
В исследовании молодежи существует множество взглядов и представлений о молодежи, характере ее деятельности, выделения особых качеств. Представители социально-философской мысли выделяли особенности молодежи исходя из ее психических и физиологических свойств. Основоположником данной мысли является Шарлота Бюлер. Другие исследователи прежде всего выделяли психологические, биологические факторы, чтоб объяснить поведение молодежи в социуме (А. Фрейд, Э. Эриксон). В качестве главного, основополагающего критерия, К. Манхейм, С. Эйзенштадт, выделяли отсутствие у молодежи в обществе закрепленного социального статуса. Необходимо отметить, что и в отечественной науке нет единого общенаучного подхода в определении молодежи и ее социальных границ. Исследователи выделяют различные признаки и свойства в определении молодежи. В.Г. Попов, П.И. Бабочкин И.М. Ильинский говорят о социально-исторических признаках, отмечая, что свойства молодежи зависят от общественного строя, культуры и свойственной данному обществу системе социализации. Представители Ленинградской школы изучают возрастные особенности молодежи (И.С. Кон, С.Н. Иконникова) Также стоит выделить следующие свойства молодежи: духовно-культурологические (О.Н. Козлова, Э.Р. Тагиров), социологические (В.Т. Лисовский, В.И. Чупров), культурологические (В.А. Бобахо, С.И. Левикова, Е.С. Баразгова), социально-психологические (П.М. Якобсон). Таким образом сущность молодежи, нельзя определить по одному какому-то признаку, это характеризует молодежь как многомерное понятие.
Целый ряд научных центров России ведут теоретические и практические исследования молодежи. Например Институт социологии образования и молодежи УГТУ-УПИ (Екатеринбург, рук. Ю.Р. Вишневский) исследует жизненные планы и ценностные ориентации молодёжи, а также проблемы межпоколенного взаимодействия. Ведущим направлением научной деятельности Института социологии РАН (Москва, рук. В.А. Ядов) являются социальные стратегии, образовательное и профессиональное самоопределение молодежи. Предметом изучения Института человека РАН (Москва, рук. И.Т. Фролов) стали взаимоотношения поколений, ценностные ориентации и состояние здоровья, особенностей развитии молодёжи. ИСПИ РАН (Москва, рук. В.И. Староверов) отделом социальной структуры и социальной стратификации исследуется духовное и социальное развитие молодежи. Разрабатываются научные работы по проблемам образования и профессиональным ориентациям молодежи под руководством В.Н. Шубкина. Институт молодежи (Москва, рук. А.И. Ковалева) исследует степень адаптированной и социализации молодежи к окружающей действительности. В частности А.И. Ковалевой изучается социализация молодежи, в том числе и специфика социализации таких категорий молодежи, как например неслышашей и с особыми потребностями.
Для современных исследователей имеет несомненную востребованность и ценность опыт изучения молодежи и работы советского периода. В частности, большой интерес представляют труды И.В. Бестужева-Лады, Ф.Р. Филиппова, Г.А. Чередниченко и В.Н. Шубкина, В.Е. Полетаева, И.Л. Корнаковского, базирующиеся на обширном эмпирическом материале и ставшие результатом многолетних исследований. Необходимо отметить также работы теоретико-методологического характера В.Н. Боряза, С.Н. Иконниковой. В работах В.И. Чупрова, В.В. Бовкуна, К.Г. Мяло, В.Т. Лисовского и Л.Я. Рубиной рассматриваются различные аспекты образа жизни, социальных характеристик поколения молодежи 1980-х годов. Следует отметить, что в работах данных исследователей проблемы молодежи изучаются в контексте начавшихся процессов преобразования советского общества.
Немаловажное значение для изучения изменения ценностных приоритетов в российском обществе и в среде молодежи имеют исследования, проводимые учеными Ростовской философской школы (Волков Ю.Г., Давидович В.Е, Драч Г.В., Денисова Г.С., Е.В. Матяш , Жданов Ю.А., Золотухина и др.) Эти исследования, проводились в рамках деятельностного подхода. Так Бондаренко О.В., анализируя ценностный мир российского общества, изучает условия
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.