Качество производственной и технологической систем

Страницы работы

Содержание работы

Качество производственной и технологической систем

Понятие КАЧЕСТВО присутствует на всех стадиях и этапах ЖЦ продукции и ЖЦ предприятия.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

ПЛАНИРОВАНИЕ

 

УПРАВЛЕНИЕ

 
 


Проектирование продукции

 

ПРЕДПРИЯТИЕ

 

Подготовка производства

 

Корректировка конструкции и технологии

 

Эксплуатация

 

Сбыт

 

Изготовление

(оказание услуг)

 

Маркетинг

 

Схема замкнутого цикла деятельности предприятия по управлению качеством

 
                                                                                    

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

 

КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

 
 


Для определения сфер производственной деятельности, которые подлежат включению в процесс обеспечения качества необходимо сформировать некоторое множество факторов, определяющих качество. Например, для сборочного производства в это множество должны быть включены следующие группы факторов: конструкция, комплектующие, материалы, производственно-эксплуатационное обслуживание и технологическая оснастка. Целесообразно провести анализ групп с целью определения значимости каждой из них. Следующая задача заключается в анализе этих факторов с позиций специальных функций системы качества, реализуемых элементами производственной системы.

Рабочим документом, детально раскрывающим пути и способы реализации концепции качества предприятия, является программа качества. Программа качества должна быть двухуровневой по своему составу. Первый уровень – комплекс мероприятий стратегического характера (внешний контур петли качества), обеспечивающих реализацию основных направлений деятельности предприятия, сформулированных и включенных в его политику в области качества.

В связи с тем, что ГПС может влиять на качество конструкторской разработки только опосредованно (т.е. совершенствование конструкции, снижение доли дефектности, связанной с качеством разработки конструкции происходит по мере освоения изделия в производстве и по результатам эксплуатации), то группу факторов «конструкция» отнесем к первому уровню программы качества как общепроизводственную задачу.

Остальные группы факторов имеют отношение только к ГПС и качеству ее технологической подготовки, поэтому должны быть отнесены ко второму уровню программы качества. Программные положения второго уровня должны разрабатываться для реализации целей и задач тактического характера, в частности – для обеспечения качества продукции в соответствии с техническими требованиями на серийно выпускаемую продукцию. Мероприятия, включаемые в этот уровень программы, необходимо нацелить на снижение производственных издержек за счет сокращения потерь от брака и рекламаций, расхода материальных ресурсов и др.

Второй уровень разрабатывается для конкретного изделия или группы однородных изделий, поставляемых одному заказчику (или нескольким при идентичности технических требований к продукции).

Программа на втором уровне должна включать мероприятия по совершенствованию технологии производства, методов и средств контроля, проведению авторского надзора за качеством изготовления продукции, а также графики соблюдения технологической дисциплины, аттестации испытательного оборудования, поверки оборудования на технологическую точность, корректировки технологической документации.

Очевидно, что снижая внутренние потери из-за некачественного изготовления изделий, можно существенно уменьшить потери внешние, обусловленные рекламациями, штрафами, гарантийным ремонтом и т. п., т.е. ненадежностью изделий в эксплуатации.

Управление качеством конкретной продукции кроме общих правил должно предусматривать применение специальных норм и методов испытаний, условий хранения и других нормативов. На практике такой подход приводит к тому, что на предприятиях, выпускающих различные виды продукции, кроме системы общего руководства качеством, построенной по функциональному принципу, целесообразно для конкретной продукции разрабатывать целевые программы контроля качества, дополняющие систему общего руководства качеством требованиями целевого характера.

Таким образом, получается система качества, соединяющая в себе функциональный принцип и целевую программу управления качеством.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

Виды оценок качества ТС:

КАЧЕСТВО ПРОЕКТА ТС.

КАЧЕСТВО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТС.

КАЧЕСТВО ИЗДЕЛИЙ – ОБЪЕКТОВ ИЗГОТОВЛЕНИЯ В ТС.

КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА В ТС.

КАЧЕСТВО РАБОТЫ ОСНАЩЕНИЯ ТС.

Качество ПС (ТС) в зависимости от цели создания может быть выражено однопараметрической зависимостью, либо функцией от нескольких параметров, оценивающих различные аспекты проектирования и функционирования ТС.

 


 

Выбор способов и определение значений показателей качества

 

 

 


 Этапы оценки уровня качества (ТС, изделия, процесса, оборудования, проекта)

Система управления качеством, по сути, является системой повышения надежности – одного из важнейших потребительских свойств изделия. В основу этой системы положена так называемая энтропийная концепция возникновения отказов. В соответствии с ней отказы изделий при эксплуатации обуславливаются неопределенностями в производстве (эти неопределенности накапливаются и превращаются в отказы). Таким образом, качество изготовления изделий – это функция организованности производственного процесса. Энтропия – это мера их неорганизованности, определяемая по уровню дефектности.

При таком подходе суть управления заключается в следующем: определяется экономически целесообразная величина снижения уровня дефектности, устанавливается уровень, до которого необходимо повысить уровень организованности производственного процесса, разрабатываются и реализуются мероприятия, обеспечивающие необходимое повышение этого уровня. Следовательно, при планировании и стимулировании качества необходимо решение вопроса об оптимальном качестве, которое можно определить при учете затрат на достижение его определенного уровня.

Повышать качество продукции целесообразно лишь в том случае, если ее полезность растет быстрее, чем расходы, необходимые для достижения данного качества. Экономическую эффективность обеспечения качества можно пояснить на графиках рис. 1 и 2.

Кривая полезности b(x) (рис.1) характеризует зависимость поступлений от продажи продукции от уровня качества x, а кривая затрат c(x) – зависимость от x производственных затрат на обеспечение качества.  Анализируя график можно убедиться, что одинаковую прибыль (b – c) можно обеспечить при различных затратах на обеспечение качества, т.е. по обе стороны от вертикали x = x3  , соответствующей максимальному значению прибыли (b – c), имеются по одному значению x, каждому из которых соответствует одинаковая прибыль. На графике можно выделить несколько характерных точек. До точки xи после точки  xрасходы превышают доход от продукции. Между точками  x1 , x4  можно выделить два оптимальных значения уровня качества. Уровень качества  xсоответствует  max (b / c), т.е. максимальной отдаче на каждую условную единицу затрат на повышение качества продукции. Уровень качества  xсоответствует  max (b - c), т.е. максимальной прибыли. Всегда  x>  x2. Разность (x3 - x2) является экономической основой большого числа конфликтов в области экономики качества. Совершенствование технологических процессов сдвигает оба оптимальных уровня качества в сторону их увеличения (на графике – вправо).

Чтобы снизить потери  С1  от брака (рис. 2) и повысить уровень качества, приходится увеличивать затраты С2  на планирование и выполнение мероприятий по повышению качества, на профилактический ремонт и замену производственного оборудования, на совершенствование системы качества и т.д.  На графике рис. 2 точка пересечения зависимостей С1 и С2  от уровня качества продукции  x определяет уровень качества  xопт , соответствующий минимальным издержкам. Приведенные графики позволяют понять суть имеющихся зависимостей и принять правильные решения по управлению качеством.

С12

 

b,c

 

С1 + С2

 

c(x)

 
 

 


b(x)

 
 

 

Похожие материалы

Информация о работе