3. Охрана окружающей среды
Транспортирование,
хранение, налив, слив и заправка техники жидкими нефтяными топливами
сопровождаются потерями продукта. Потери, зависящие от свойств топлив и
внешних факторов, таких как температура окружающего воздуха, атмосферное
давление и т.п., и которые полностью предотвратить невозможно, следует
отнести к естественным потерям. К ним, безусловно, относятся и потери от
испарения. Конечно, существуют и другие виды потерь, например проливы и
разбрызгивания продукта, однако, по данным исследований, примерно 75%
потерь жидких нефтяных топлив приходится на испарения.
В
существующем цикле «налив — транспортирование — слив — хранение —
заправка», потери от испарения достигают 1,5 — 2,0 % от реализуемого
объема. Помимо потерь нефти и нефтепродуктов при транспортировании («малые
дыхания») и проведении сливоналивных операций («большие дыхания »),
испарения повышают пожароопасность проводимых технологических операций и
приводят к загрязнению воздушного бассейна и ухудшению экологической
обстановки.
3.1. Охрана окружающей среды при сливоналивных
операциях с нефтью на железнодорожном транспорте
Охрана окружающей
среды должна обеспечиваться:
·
техническими решениями, принятыми при проектировании;
·
соблюдением
требований правил безопасности и норм технологического режима процессов;
·
безопасной
эксплуатацией технических устройств, отвечающих требованиям
нормативно-технической документации при эксплуатации, обслуживании и
ремонте;
·
системой
подготовки квалифицированных кадров.
Препятствием для образования взрыво-пожароопасной среды
должно служить:
·
применение
автоматизированных систем управления и противоаварийной защиты;
·
регламентированное
обслуживание и ремонт оборудования с применением диагностики
неразрушающими методами контроля;
·
система
мониторинга опасных факторов, влияющих на промышленную безопасность;
·
накопление
и анализ банка данных по авариям и инцидентам;
·
принятие
предупреждающих мер по возникновению аварий;
·
автоматизация
технологических процессов, связанных с обращением легковоспламеняющихся и
горючих жидкостей;
·
применением
технических мер и средств защиты оборудования от повреждений и
преждевременного износа;
·
регламентированным
контролем герметичности участков, узлов, соединений, которые по условиям
эксплуатации могут стать источниками выделений (пропуска) горючих газов;
·
контролем
среды, блокировкой средств управления, позволяющей прекратить образование
взрывоопасной среды на ранней стадии;
·
улавливанием
паров взрывоопасной смеси и отводом их в емкость (конденсатор);
·
применением
технических средств и приемов, позволяющих максимально сократить
вынужденный выброс (испарение) горючих веществ;
·
применением
замкнутой системы сбора взрывоопасной смеси по типу сообщающихся сосудов.
·
|