Делинквентность детей подросткового возраста и её влияние на развитие личности последних

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Психологическое благополучие в семье, восприятие интегративности семьи, включенности в семью.

«Несуществующее животное»

Диапазон диагностических возможностей методики «Несуществующее животное» достаточно широк, в частности его применение может быть направлено на диагностику агрессивности. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, острые клювы, зубы, иглы и т.д.

Эта методика построена на теории психотропной связи, согласно которой при выполнении рисунка лист бумаги будет представлять собой модель пространства и состояние мышц фиксирует отношение к пространству, т.е. возникшую тенденцию движения. По данной концепции, пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым и бездеятельностью (отсутствием между активной связи между мыслью – представлением и его осуществлением). Правая сторона, пространство впереди и сверху связаны с будущим и действительностью. Правая сторона (соответственно ведущей руке) на листе связана с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия. Левая сторона – с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью.

Методика «Несуществующее животное» может быть использована в качестве экспресс-диагностики склонности к агрессивным формам поведения. И поскольку по составу данная методика является ориентированной, она не может быть использована как единственный метод и требует объединения с другими методами и тестами для формирования батарейного инструмента исследования.

С целью изучения личностных особенностей испытуемых, и с целью диагностики агрессивности с ними была проведена дополнительная проективная методика «Несуществующее животное».

Опишем результаты.

Рисунок А.   можно интерпретировать следующим образом:

Положение ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, а также о стремлении завысить собственную значимость вопреки недостаточному признанию со стороны окружающих.

Голова животного расположена в положении анфас, что трактуется как эгоцентризм.

Отсутствие ушей – неприятие информации, поступающей по данному сенсорному каналу, возможно, о мнении окружающих о себе.

Изображение «пустых глазниц» указывает на стремление избегать визуальные стимулы, враждебность.

Рот животного еле заметен, что говорит о скрытности, неразговорчивости.

Субтильные лапки – легкомыслие, поверхность суждений, импульсивность.

Использование в рисунке только необходимых элементов, недостаточная детализация рисунка говорит о слабости, стремлении экономить энергию.

Характер животного отражает отношение испытуемого к собственному «Я», представление о своем положении в мире. В данном случае животное имеет угрожающий характер, что можно интерпретировать как недовольство положением, занимаемым в обществе, тревога.

Название животного «Липун» - свидетельство отсутствия творческого потенциала и воображения.

И,  конечно же, в первую очередь в глаза бросается зачернение рисунка, штриховка, что говорит о повышенной тревожности испытуемого, присутствии страха.

Таким образом, у А. высокая самооценка и уровень притязаний, обостренная тенденция самоутверждения. Стремление завысить собственную значимость. Банальность мышления, поверхность суждений, отсутствие воображения. Пристального внимания требует повышенный уровень тревожности и страха, закрытость, импульсивность, враждебность исследуемого.

Интерпретация рисунка И. :

Рисунок располагается в центре, что указывает на адекватную самооценку и уровень притязаний.

Голова животного в положении анфас – свидетельство эгоцентризма.

Голова с острой вершиной – защита, агрессия, направленная против людей, наделенных властью, способных подавить (родители, учителя и др.).

Изображение одного глаза – возможно, испытуемый не желает видеть какой-то стороны своей жизни.

Прорисовка ушей трактуется буквально как заинтересованность

Похожие материалы

Информация о работе